Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл» запланировал IPO до конца 2023 года
Калужский ликеро-водочный завод «Кристалл» запланировал IPO до конца 2023 года. Владельцы хотят привлечь до 1,5 млрд рублей. Завод может стать третьей российской алкогольной компанией, вышедшей на биржу, за 15 лет
В четвертом квартале 2023 года калужский ликеро-водочный завод «Кристалл» планирует провести первичное размещение акций (IPO) на Московской бирже. Организатором IPO выступит инвестгруппа «Финам», пишут «Ведомости» со ссылкой на два источника, знакомых с планами компании. Информацию подтвердили представитель завода и в «Финаме».
Один из собеседников газеты рассказал, что размер размещения может составить от 1 млрд до 1,5 млрд рублей в зависимости от рыночной конъюнктуры. По его словам, средства от размещения пойдут на реализацию стратегии роста и замещение ушедших из России западных производителей алкоголя. В «Кристалле» рассматривают механизм cash-in — поступление средств в капитал компании за счет дополнительной эмиссии акций, объяснил собеседник.
Весной «Кристалл» впервые вышел на долговой рынок — он разместил на Московской бирже трехлетние облигации на 300 млн рублей с квартальным купоном и доходностью к погашению 14,21%. Рейтинг кредитоспособности компании от «Эксперт РА» составил ruB+ (низкий уровень кредитоспособности и финансовой надежности). Руководитель управления кредитного анализа УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Воробьев отметил, что большую часть бумаг купили физлица. Первой среди российских алкогольных компаний на биржу вышла Novabev Group (бывшая Beluga Group) — она в 2008 году привлекла около $190 млн, компания была оценена в $1 млрд. В 2012 году «Абрау-Дюрсо» собрала на IPO около $13 млн, компанию оценили примерно в $131 млн.
«Кристалл» активно развивается и недавно купил завод в Липецке, напомнил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Он отметил, что компания не входит в топ-10 производителей водки. Потенциал «импортозамещения» ушедших западных марок сомнителен: бренды наладили параллельный импорт, а ниши не освободились, считает эксперт. Отечественный алкоголь в структуре реализуемого в России крепкого спиртного занимает около 85%, причем большая часть рынка приходится на водку.
По мнению Воробьева, привлечь 1–1,5 млрд рублей через IPO при стоимости активов всей компании в 3,8 млрд рублей (по РСБУ по итогам первого полугодия 2023 года) и чистой прибыли в 31 млн рублей — это довольно амбициозная цель. Размер размещения в 1,5 млрд рублей выглядит как полугодовая выручка компании за этот год и как почти половина текущего баланса — это довольно много, если предположить, что отчетность по РСБУ включает весь бизнес компании, оценил портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Дмитрий Скрябин. Размещению акций помогла бы подготовленная отчетность по МСФО, ключевой фактор привлекательности эмитента — очень активный рост бизнеса: и финансовый, и производственный, отметил Воробьев.
Оценка компании исходя из отчетности по РСБУ не всегда репрезентативна, в то время как эмитент не раскрывает отчетность по МСФО, добавил Скрябин. Перспективность инвестиций зависит как от динамики роста компании и рыночной конъюнктуры, так и от цены и условий размещения, отметил Скрябин. Акции других производителей алкоголя — Novabev (экс-«Белуги») и «Абрау-Дюрсо» — с начала года выросли на 128% и 65%, что существенно лучше рынка. Доля компании на российском рынке пока небольшая, но по результатам 2023 года эмитент стремится увеличить рыночную долю в два раза, сказал Воробьев.
Возможно, «Кристаллу» удастся реализовать намеченные планы, что позитивно отразится на чистой прибыли компании и будущих котировках акций, отметил эксперт. В остальном инвесторам необходимо проявить осторожность, считает Воробьев. Эмитент относительно небольшой, поэтому ликвидность не будет высокой, добавил Скрябин. Интерес к акциям могут проявить частные инвесторы, исходя из презентации компанией своей стратегии развития и условий размещения бумаг.
Завод «Кристалл» расположен в Обнинске. Владелец компании — бизнесмен Павел Победкин, следует из данных СПАРК. Основная продукция завода — водка, на продажи которой приходится 95% всей выручки. В портфеле «Кристалла» — флагманские бренды «Соловушка», Bionica, «Воронецкая» и «Чарочка», по контракту предприятие также разливает «Хортицу». В 2022 году завод выпустил аналог немецкого ликера Jagermeister.