К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Старые вещи: зачем «Мосгорломбард» вновь собрался на IPO

Фото DR
Фото DR
Московская сеть ломбардов «Мосгорломбард» планирует в IV квартале этого года выйти на биржу, разместив до 20% акций. Компания хочет привлечь до 1 млрд рублей, потратить средства на увеличение своей сети и создание онлайн-площадки. Получится ли?

Ломбард на бирже 

На Московской бирже после IPО Genetico и CarMoney могут появиться акции еще одного необычного эмитента — сети ломбардов «Мосгорломбард», бизнес которого — кредиты под залог украшений, шуб или бытовой техники, а также торговля этими товарами. 

Акции на бирже собирается продавать материнская компания «Мосгорломбарда» — АО «МГКЛ». Ее выход на биржу может состояться в ноябре-декабре этого года, рассказал Forbes гендиректор компании Алексей Лазутин. По его словам, МГКЛ разместит от 10% до 20% акций в зависимости от итоговой оценки компании и спроса в момент проведения IPO, предварительно проведя допэмиссию. В результате размещения предполагается привлечь от 500 млн до 1 млрд рублей, рассказал Лазутин.

МГКЛ включает в себя три основных вида деятельности: предоставление займов под залог ювелирных и меховых изделий и техники и деятельность по сути комиссионного магазина — покупку этих товаров и продажу за комиссию. Кроме того, в МГКЛ входит трейдер «Лот-Золото», занимающийся скупкой драгметаллов на вторичном рынке, их переработкой на партнерских аффинажных заводах и продажей в виде золотых слитков банкам или производителям ювелирных изделий в виде гранул. 

 

Привлеченные средства компания направит на создание онлайн-площадки для перепродажи вещей, а также на увеличение своей сети, рассказал Алексей Лазутин. По его словам, онлайн-площадка соединит в себе три основных направления деятельности компании в онлайн — займы, покупку и продажу за комиссию. По словам Лазутина, компания не планирует ограничивать виды товаров, которые можно будет реализовывать на платформе, только драгметаллами, техникой и меховыми изделиями — ассортимент может быть шире. Пока у компании есть магазин на Avito. 

Запуск собственной онлайн-площадки запланирован на середину 2024 года, для ее разработки, запуска и продвижения, по подсчетам акционеров компании, необходимо до 500 млн рублей, и собственных ресурсов МГКЛ не хватит, рассказал Лазутин. IPO, по его словам, наиболее оптимальный вариант привлечения средств, так как долговые обязательства компании в результате выпуска облигаций уже превышают 1 млрд рублей, и дальнейшее увеличение долга нецелесообразно. 

 

Кто владельцы

До 2014 года «Мосгорломбард» принадлежал московскому правительству, после чего компанию выкупил Банк Москвы. В 2016 году банк был присоединен к ВТБ, который в 2018 году продал ее KVP Group. Ее владельцами являлись Константин Романов — один из основателей некогда крупнейшего импортера продуктов питания «Союзконтракта», выходцы из сети «585» Алексей Лазутин и Андрей Жирных, а также Дмитрий Плущевский — основатель блокчейн-платформы по управлению цифровыми золотыми активами GoldMint. 

По отчетности компании за 2022 год, ее крупнейшим акционером является «Инвестиционная компания «Риком-Траст», которой принадлежит 22,1%. Остальные доли разделены между Игорем Романовым (19,72%), Анной Поповой (14,35%), Алексеем Лазутиным (12,62%), Еленой Жирных и Региной Свентковска (по 12,55%). Оставшиеся 6,11% — у миноритариев.

Что с показателями

Судя по финансовой отчетности МГКЛ по МСФО за 2022 год, объем активов компании составил 2,2 млрд рублей против 1,5 млрд годом ранее. Показатели выросли в основном за счет увеличения объема выданных займов — с 489,7 млн в 2021 году до 838,1 млн рублей. Выручка компании, состоящая из процентных доходов, увеличилась почти в 3,8 раза, до 1,4 млрд рублей. Чистая прибыль составила 2,3 млн рублей против убытка 107,2 млн годом ранее.

 

Рост выручки Лазутин объяснил Forbes несколькими факторами. Во-первых, в 2022 году компания открыла 50 новых ломбардов. Во-вторых, в марте 2022 года ЦБ на три месяца снял ограничения на полную стоимость потребительских кредитов, что коснулось и ломбардов, в результате чего МГКЛ увеличила проценты по кредитам под залог имущества.  

Объем обязательств, согласно отчетности, на конец года составлял 1,9 млрд рублей против 1,3 млрд годом ранее. Основная часть долга приходится на облигации — 1,2 млрд рублей. Погасить облигации планируется к концу 2027 года. К этому времени компания рассчитывает либо занять долю на рынке ресейла, который активно растет последний год, либо накопить необходимый капитал, либо прибегнуть к  рефинансированию, пояснил Лазутин. 

Выход на IPO в «Мосгорломбарде» анонсировали уже дважды. В 2019 году компания заявляла о планах разместиться в 2021-м, затем переносила сроки на 2022 год. Лазутин объясняет перенос IPO консервативными оценками стоимости компании на тот момент. Сейчас компания улучшила финансовые показатели и выстроила корпоративное управление. Кроме того, по словам Лазутина, на сегодняшнем фондовом рынке, состоящем в основном из частных инвесторов,  легче привлечь покупателей акций.

Каковы перспективы

Действительно, для компаний, выходящих сейчас на IPO, преимуществом является то, что на рынке нет других крупных и привлекательных  размещений, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Калянов. По его словам, после перерыва в IPO есть потенциальный спрос и небольшие компании могут привлечь свободный капитал. 

Намерение разместить долю в 10-20% за 0,5-1 млрд означает оценку в 5 млрд рублей, то есть «Мосгорломбард» оценивает себя в 3,5 выручки, или приблизительно шесть показателей EBITDA, говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. По его словам, объемы и цели привлечения средств — на развитие — позиционируют «Мосгорломбард» как относительно небольшого эмитента, компанию роста. Для успеха требуется убедить инвесторов, что очевиден рост рынка, — привести неоспоримые доказательства, говорит он.

 

Задача направить 1 млрд рублей или даже половину на создание онлайн-ресейл-платформы может не очень вдохновить потенциальных инвесторов с учетом того, что выручка компании за 2022 год составила 1,4 млрд рублей, продолжает Делицын. Получается, что компания хочет вложить в онлайн-канал продаж сумму, сопоставимую с собственной выручкой, чтобы нарастить свою долю рынка, которая сейчас составляет около 6%.

Рынок услуг ломбардов не настолько молод, чтобы несколько лет расти быстрыми темпами, а это значит, что долю рынка надо будет отбирать у других игроков, продолжает Делицын. Поможет ли в этом онлайн-платформа — заранее сказать сложно, резюмирует он.  

По мнению аналитика УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артема Аутлева, успех IPO «Мосгорломбарда» будет зависеть в первую очередь от конъюнктуры всего рынка. Если к моменту размещения рынок будет показывать стабильный рост, на нем не будет панических настроений, то компания вполне сможет привлечь от 500 млн до 1 млрд рублей, говорит он. Аутлев напоминает, что в первый день торгов акциями компании «СмартТехГрупп», которой принадлежит МФО CarMoney, спрос превысил ожидания в несколько раз. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+