«Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей
Когда-то лучший в мире, а теперь чаще прикладывающийся к бутылке сыщик Руфус Коутворт (звезда сериала «Родина» Мэнди Пэтинкин) оказывается гостем на роскошном лайнере, арендованном американским миллиардером Лоуренсом Коллиером в честь своего выхода на пенсию. Бизнесмен собрал семью, друзей, коллег, чтобы уйти на покой, а на свое место официально назначить дочь Анну.
Компания подобралась впечатляющая и разношерстная: помимо близких родственников и их вторых половинок, в круиз также отправились личный юрист богача, его пастырь, чей сын — начинающая TikTok-звезда, наследники-бездельники, прожигающие родительское состояние, и бывшая журналистка, опасающаяся слежки и радиации от вышек 5G. Но самый важный гость для Руфуса — Имоджен (Вайолетт Бин из «Оставленных»), знакомая с сыщиком с детства. 18 лет назад он взялся за расследование загадочного убийства ее матери, но не справился с задачей, и теперь Имоджен уверена, что прославленный детектив — шарлатан и самозванец.
Пока она пытается избежать встречи с ним в замкнутом пространстве плывущего посреди океана роскошного лайнера, на борту случается преступление: убит один из бизнесменов — человек до того неприятный, что за первый день успел довести до белого каления и большую часть обслуживающего персонала, и богачей-пассажиров. Сыщик Руфус Коутворт и Имоджен, чья новая встреча оказывается неизбежна, берутся за совместное расследование, желая найти убийцу в рядах отдыхающих и тех, кто их обслуживает.
«Смерть и прочие подробности» — проект без литературного подспорья в основе — без стеснения копирует узнаваемые жанровые черты старших братьев. Пестрая картинка и динамичный монтаж вместе с одетым с иголочки сыщиком напоминают «Достать ножи». Ироничный лейтмотив eat the rich («съешь богача») и классовая сатира в чем-то равняются на «Белый лотос» и «Меню» с Аней Тейлор-Джой. Формат не одного, а сразу нескольких сыщиков обоих полов явно вдохновлен «Убийствами в одном здании». А локация роскошного лайнера, ставшего местом преступления, словно перекочевала из прошлогоднего хита «Треугольник печали» или детективной комедии с Адамом Сэндлером и Дженнифер Энистон «Убийство на яхте».
Хотя все примеры для подражания у сериала «Смерть и прочие подробности», безусловно, успешны, именно это жанровое изобилие и вредит проекту, который равняется сразу на все и лишается оригинальности. В «Достать ножи» ирония понятна сразу, и образ сыщика, пусть не глупого, но все же немного карикатурного, не вызывает вопросов — с расследованием дела он справляется без дополнительной помощи.
«Белый лотос» не забывает отвлекаться от работы на роскошный отдых, а анекдотичные образы чудаковатых богачей обретают жизненную убедительность, кровь и плоть. «Убийства в одном здании» изначально построены на уравнении, что для успешного расследования нужны трое героев разных поколений: чтобы зрелая мудрость сочеталась с юношеской жаждой приключений и риска. А создателям «Смерти и прочих подробностей» Майку Уайссу («Менталист») и Хайди Коул МакАдамс («Сотня»), нахватавшимся всего и отовсюду, будто не хватает важной, склеивающей все это воедино детали, чтобы превратить шоу в проект, способный удивлять и запутывать зрителя — как и положено хорошему детективу.
Главному герою Руфусу Коутворту не достает личного обаяния детектива Блана в исполнении Дэниела Крейга. У него нет проницательности и педантичности Эркюля Пуаро, лучшим исполнителем роли которого по праву считается Дэвид Суше. Он лишен харизмы троицы из «Убийств в одном здании» и не отличается дедукцией Шерлока Холмса. В первых сериях на фоне пожилого сыщика явно лидирует молодая и наблюдательная Имоджен, про которую Коутворт изначально говорит, что у нее дар к следовательской работе.
Жанр, который еще пару лет назад переживал ренессанс, теперь от засилья детективных проектов на любой вкус и цвет, кажется, устал сам от себя. Кинематографисты хоть и пытаются вывести новую формулу успеха, но по большей части делают это неубедительно, хотя бывают и исключения. Так, в 2022 году на том же Hulu вышел детективный сериал «Покерфейс» с Наташей Лионн. Ее героиня Чарли пускается в бега после того, как становится свидетельницей убийства, но в дороге то и дело задерживается, чтобы разгадать очередное преступление с помощью своего дара безошибочно угадывать, когда человек лжет. Сериал Райана Джонсона (автора той самой франшизы «Достать ножи») получился стильным, атмосферным и нашел отклик у аудитории и критиков.
При этом, если не ждать от «Смерти и прочих подробностей» жанрового прорыва, сериал вполне может стать приятным развлечением на вечер, когда зритель хочет не драмы, а красивых людей в красивых интерьерах на берегу роскошной яхты, решающих, кто из них больший преступник. Коутворт дает понять Имоджен, что их встреча на лайнере была отнюдь не случайной и два убийства с разницей в 18 лет явно связаны между собой. Так что, возможно, стоит не сразу списывать героя Мэнди Пэтинкина со счетов и дождаться подробностей.