Закон другого Мерфи: как стать самым дорогим продюсером на телевидении
Райан Патрик Мерфи — обладатель 6 премий «Эмми», дважды номинант на «Тони» и «Грэмми» и один из ста самых влиятельных людей мира по версии Time. На счету 55-летнего продюсера и режиссера более 10 фильмов, 17 авторских сериалов и несколько контрактов с самыми крупными американскими кинокомпаниями и стриминговыми сервисами. И, кажется, это далеко не предел.
Мальчик из католической семьи
Мерфи вырос в Индиане в семье набожных ирландских католиков. Для родителей сценариста было очень важно религиозное образование, поэтому с первого по восьмой класс он учился в местной католической школе. По словам продюсера, в начальных классах он даже мечтал стать священником: «Я хотел быть Папой Римским. Мама тогда сказала, что я смогу стать Папой, только если не буду грешить и каждое утро начинать с молитвы. И, конечно же, у меня это не получалось. К тому времени, как я выходил из школьного автобуса утром, я уже пару-тройку раз успевал нагрешить».
В старших классах Мерфи перевелся в Центральную среднюю школу Уоррена в Индианаполисе. Там он записался в школьный хор, занятия в котором позже легли в основу его первого большого телехита — сериала «Хор» (Glee). Здесь же он впервые стал интересоваться одноклассниками и тайком встречаться с несколькими футболистами из своего класса. Из-за консервативного воспитания школьник долго не решался рассказать семье о своей ориентации, и, когда он все-таки совершил каминг-аут в 15 лет, родители отвели сына к психотерапевту.
Алкоголизм, СПИД, гомофобия: как на самом деле сложилась жизнь героев сериала «Голливуд»
После окончания школы Райан отправился учиться в Университет Индианы в Блумингтоне, где специализировался на журналистике и редактировал студенческую газету. Там же он продолжил заниматься пением и присоединился к вокальному ансамблю. В одном из интервью он рассказал, что на самом деле хотел попасть в киношколу в Лос-Анджелесе. И его даже приняли в учебное заведение мечты, но он не мог позволить себе дорогостоящие образование.
Тогда Мерфи решил, что во что бы то ни стало он все-таки будет жить в Лос-Анджелесе — и добился своего. После учебы его приняли на работу в газету Miami Herald, где он отвечал за новости о знаменитостях и кинобизнесе. Со временем звездная повестка ему надоела и Райан вернулся к мечтам о кинокарьере: «Я брал уже свое пятое интервью у Шер и подумал, что пора бы заняться чем-то другим».
Драмеди о медиках и воспоминания о школьном хоре
В середине 1990-х Мерфи стал серьезно увлекаться сценарным искусством и, приходя домой после работы, до утра прописывал сюжетные линии будущих проектов. Позже он давал прочитать свои сценарии знакомым знаменитостям, с которыми за годы работы в журналистике успел наладить дружеские отношения. Одну из своих первых историй под названием «Почему я не могу быть Одри Хепберн?» он продал режиссеру Стивену Спилбергу.
В 1999-м в 34 года Райан Мерфи начал полноценную карьеру сценариста и продюсера с запуска подростковой комедии Popular о двух популярных школьницах на телеканале The WB. Затем он создал провокационный драматический сериал о пластических хирургах «Части тела» (Nip / Tuck) для студии FX, за который в 2004-м получил первую номинацию на «Эмми». Большинство его ранних сериалов, хоть и были популярны, напоминали проекты, которых и так уже было достаточно на телевидении.
Тогда он решил обратиться к теме, которую отлично знал изнутри, — школьному хору. В соавторстве с Брэдом Фалчуком и Яном Бреннаном Мерфи написал сериал сценарий первого сезона сериала «Хор» — мюзикла о внеклассных занятиях. И уже в мае 2009-го в прайм-тайм на телеканале Fox состоялась премьера пилотного эпизода. Многие не верили, что такой проект будет конкурентоспособен, но он стал первым и одним из самых громких хитов в фильмографии Мерфи.
Американская история зла: как Райан Мерфи снял историю медсестры из «Пролетая над гнездом кукушки»
По сюжету сериала учитель старшей школы, который явно переживает кризис среднего возраста, открывает хоровой клуб. На внеклассных занятиях встречаются школьные «невидимки» и местные «звезды» — чирлидерши и игроки в футбол. Проект соединил в себе все любимые сюжетные линии и телетропы американской публики — музыкальные номера, истории о популярных ребятах и лузерах и огромное количество любовной драмы.
Оригинальные песни и кавер-версии поп-хитов, исполненные в сериале, сразу же становились популярными. Всего было продано более 42 млн копий синглов и 21 млн альбомов. Сериал завершился в 2015 году после шестого сезона. Всего проект был номинирован на 19 премий «Эмми», четыре премии «Золотой глобус». Лауреатом последней «Хор» становился в 2010 и 2011 годах.
Американская история и внимание к репрезентации
В 2011 году, продолжая работать над «Хором», Мерфи и Фалчук создали сериал-антологию «Американская история ужасов». Его премьера состоялась 5 октября 2011 года на канале FX. По задумке шоураннеров, в сериале каждый сезон менялась главная тема и герои, однако актеры оставались теми же. Генеральной темой первого сезона стал «Дом ужасов», второго — «Психиатрическая больница», а третьего — «Ковен ведьм». Каждая новая глава сериала Мерфи била рекордные рейтинги просмотров предыдущей. К осени 2014 года Мерфи и Фалчук, которые уже были практически неразлучны, спродюсировали уже четыре части «Американской истории ужасов». Вскоре они поняли, что антологическая модель проекта может стать основой для сериальной франшизы.
В 2014-м в производство была запущена «Американская история преступлений». В основе была та же модель, только в этот раз антологии рассказывали про самые громкие преступления в истории США: дело об убийстве, совершенном спортсменом О. Джеем Симпсоном, убийство дизайнера Джанни Версаче. Сейчас к выходу готовится новая часть — про импичмент Билла Клинтона после скандала с Моникой Левински.
В 2016 году шоураннер публично поддержал борьбу женщин против гендерной дискриминации и создал инициативу Half («Половина»), главная цель которой — сделать так, чтобы по крайней мере половина руководящих должностей в его шоу была занята женщинами. Менее чем через год после запуска Half ему удалось выполнить задачу: 60% директоров в его продюсерской компании — женщины. С этого момента продюсер в целом стал уделять больше внимания репрезентации тех, кого в обществе часто дискриминируют. В частности ЛГБТ-сообщества. Квир-герои и так появлялись почти в каждом его проекте, но с 2017-го изменилась их специфика: веселых и радостных второстепенных персонажей, которых обязательно ждет хеппи-энд, сменили сложные главные герои.
Наиболее полно проблемы, с которыми сталкивается ЛГБТ-сообщество, и их истоки раскрылись в сериале «Поза». Действие разворачивалось в Нью-Йорке 80-х годов во время эпидемии СПИДа. Главные герои — транс- и квир-персоны, которые пытаются жить обычной жизнью, найти любовь и добиться успеха в обществе, которое их не принимает или не замечает. Премьерный сезон «Позы» поставил рекорд по количеству актеров транс-персон на площадке — более 50 человек.
Самый дорогой продюсер в истории телевидения
Большую часть своей карьеры Мерфи снимал для студии 20th Century Fox. Каждые 3-4 года он исправно продлевал контракты с кинокомпанией. Однако в 2018-м стриминговому гиганту Netflix удалось переманить продюсера. Самым убедительным аргументом, кроме свободы творчества, был контракт на $300 млн, который американский Forbes назвал самым крупным из когда-либо заключавшихся с телепродюсерами.
Согласно условиям пятилетней сделки, все новые проекты Райана должны были выходить эксклюзивно на Netflix. При этом он мог продолжить работу над предыдущими активными проектами студии Fox. «Это исторический момент для меня. Я гей из Индианы, который переехал в Голливуд в 1989 году с $55 в кармане. Тот факт, что мои мечты воплотились в реальность, все еще шок для меня», — сказал тогда Мерфи в интервью Forbes.
Плоская, пустая провокация: почему сериал «Холстон» с Юэном Макгрегором не оправдал ничьих ожиданий
В рамках сделки Мерфи снял уже шесть проектов для Netflix, все они после премьеры выходили в топ стримингового сервиса по просмотрам: фильмы «Парни в группе» и «Выпускной», а также сериалы «Политик», «Голливуд», «Холстон» и «Сестра Рэтчед». Последний, по статистике Netflix, стал самой популярной премьерой на стриминге в 2020 году. За первые 28 дней на сервисе «Сестру Рэтчед» посмотрели 48 млн человек. В новых сериалах, по мнению директора по оригинальным проектам Netflix Синди Холланд, наиболее полно раскрывается стилистика Мерфи и соединяются поп-культура, документально-историческая сторона и привычный продюсеру гламур и блеск.
Критики опасаются, что, работая в таком темпе и выдавая проекты по графику, Мерфи может исписаться — его «Холстона» и «Выпускной» ругали за вторичность и отсутствие глубины. С другой стороны, новая «Американская история преступлений: Импичмент» уже признана одним из самых ожидаемых сериалов года. 7 сентября мы узнаем, удалось ли Мерфи рассказать эту сложную историю с присущим ему стилем и утвердиться в звании одного из самых талантливых шоураннеров современности.