Кризис института звезд: как мюзикл «Выпускной» с Мэрил Стрип и Николь Кидман вскрывает важные проблемы общества
Райан Мерфи регулярно и со знанием дела обеспечивает подписчиков Netflix новыми релизами, количество которых в 2020 году перешло все мыслимые пределы: сериалы «Голливуд» и «Рэтчед», второй сезон «Политика», полнометражная игровая картина «Парни в группе» и документалка «Тайная любовь», которые кинодеятель спродюсировал. Кое-что он успел сделать и за пределами каталога крупнейшего онлайн-кинотеатра планеты: пока продолжают выходить новые эпизоды его сериала «911», он написал сценарий для спин-оффа «911: Одинокая звезда». И это мы еще наверняка чего-то упустили: Мерфи работает так много, словно у него долларовая ипотека в России, которую нужно срочно выплачивать.
Американская история зла: как Райан Мерфи снял историю медсестры из «Пролетая над гнездом кукушки»
Квир-кэмповый стиль Мерфи настолько ярко выражен во всех его проектах, что создается ощущение, будто он снимает, продюсирует ион придумывает примерно одно и то же кинематографическое действо, где все актеры, густо накрашенные и разодетые в лучшие наряды, поют, танцуют и борются за права униженных и оскорбленных, а в воздух тем временем взмывают тонны блесток, красиво разлетающихся в свете софитов. Несколько неправильно называть такие фильмы барочными: все же в этом уже не осталось ни следа постренессансного европейского барокко. Варварское великолепие из прошлого давно адаптировали сначала для бродвейских подмостков, потом под голливудские реалии кинопроизводства. Новейшая работа Мерфи — концентрированно звездный киномюзикл «Выпускной» с Мэрил Стрип, Джеймсом Корденом и Николь Кидман. Интересно, что этот фильм, возможно ненамеренно, но подмечает все лицемерие жанра в его современном изводе и поэтому представляется самой злободневной картиной режиссера за последнее время.
Двусмысленность и актуальность задумки «Выпускного» видны уже из синопсиса. Стареющим актерам, имена которых на слуху, но все их новые постановки на Бродвее проваливаются одна за другой, срочно нужен какой-то позитивный душеспасительный инфоповод. В Twitter они находят подходящий кейс: школьницу-лесбиянку не пускают на выпускной бал вместе с ее подружкой, консервативный родительский комитет собирается вовсе отменить праздник, лишь бы не допустить ЛГБТ-крамолы. Разумеется, звезды, которых остроумно и саморазоблачительно играют реальные американские селебрити, вступают в бой за девичью нетрадиционную любовь вовсе не из благих побуждений, а исключительно ради хорошего пиара. Они, морщась и выпендриваясь, приезжают в богом забытый городок и устраивают там фурор своими абсурдно глупыми и неуместными музыкальными номерами, призывающими местных жителей мыслить прогрессивно и отнестись к ближним со всем возможным пониманием. Разумеется, у них ничего толком не выходит — вплоть до излишне сентиментального финала, когда им всеми правдами и неправдами удается наконец переломить ситуацию.
Во-первых, «Выпускной» — это весомое высказывание по теме кризиса института селебрити. Сегодня хорошими делами прославиться тем более нельзя — люди известные, которым положено подавать всем ребятам пример, скорее предлагают социуму, их возвысившему, образцы дурного поведения. Даже в лучших побуждениях и начинаниях знаменитостей всегда заметно, откуда ноги растут: чаще всего они не используют свою известность как инструмент для привлечения внимания к серьезным вопросам, а наоборот, эксплуатируют громкие инфоповоды, подстраиваясь под них, чтобы упрочить свой статус и вес. Корден, Кидман и Стрип в ролях почти что самих себя выкладываются по полной. Особенно приятно видеть такую яркую самокритику Мэрил Стрип, уже признанной великой голливудской артистки, трижды оскаровской лауреатки, не запятнавшей себя совершенно ничем, но все же нашедшей в себе смелость изобличить всех своих коллег. Американские критики по необъяснимым причинам раскритиковали нарочито переигрывающего Джеймса Кордена в образе манерного гея, но и он оказывается на своем месте. Телеведущий, известный манерностью и в реальной жизни, подсвечивает этой ролью лицемерие голливудских кастинг-продюсеров — им всегда важнее громкое имя, а не соответствие роли.
Во-вторых, очень симптоматична изначальная конфликтная ситуация с девушкой Эммой (ее сыграла Джо Эллен Пеллман, дебютантка в полном метре, до того мелькавшая в третьестепенных ролях в сериалах «Двойка» и «Удивительная миссис Мэйзел», странным образом похожая внешне на Элизабет Мосс), которой отказывают в праве быть собой и станцевать в обнимку с возлюбленной на главном празднике в ее жизни. Конфликт понятен любому из подписчиков Netflix, рассеянных по всему миру: в России, к примеру, нам еще придется много лет идти к таким вот инфоповодам, потому что ни одному школьнику-провинциалу и в голову не пришло бы заявить о себе как о представителе ЛГБТ-комьюнити — это опасно для жизни. В «Выпускном» Мерфи не закрывается от реальности, не предлагает нам посочувствовать богатым жителям развитого мира, как это получилось во втором сезоне сериала «Политик», а погружается на самое дно жизни. Он, конечно, смягчает положение вещей, из «Выпускного» не выходит квир «Груза 200», но все же начинание это достойно похвалы.
Алкоголизм, СПИД, гомофобия: как на самом деле сложилась жизнь героев сериала «Голливуд»
Но ближе к финалу все злободневные наблюдения все же тонут в патоке и сиропе, герои перевоспитываются и радостно пляшут на выпускном. Нужно также признать, что и в качестве мюзикла, самого лицемерного и архаичного из всех современных жанров, «Выпускной» не блещет изобретательностью: песни здесь звучат как остроумные, так и не очень, танцевальные номера не поражают хореографической сложностью постановки. Но все же новая картина многостаночника-стахановца Мерфи выбивается из общего ряда: здесь сквозь напускную праздничность виднеется надежда на будущие перемены, что особенно важно сейчас, в преддверии новогодних каникул 2020 года. Мы все живем верой в то, что скоро станет получше. Если честно, вообще не хочется критически разбирать песни и танцы — нам бы хоть до весны дожить.