К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новая реальность: зачем компании заботятся о психическом состоянии сотрудников

Новая реальность: зачем компании заботятся о психическом состоянии сотрудников
Один из главных трендов в глобальном бизнесе — это забота о психическом состоянии сотрудников, чтобы они эффективно работали даже в кризисные периоды. Forbes Life рассказывает, как меняется подход к управлению человеческими ресурсами

Культура заботы о физическом и ментальном здоровье постепенно проникает в российский бизнес. Многие компании оплачивают сотрудникам посещение фитнес-клубов, другие организуют залы непосредственно в здании компании, проводят йогу для коллег, дают бонусы за отказ от курения. Внедряют специальные программы обучения и поддержки сотрудников при высокой психологической нагрузке с целью профилактики выгорания. Все больше стало появляться компаний, которые берут в штат психологов или сотрудничают с сервисами, предоставляющими услуги психологической помощи.

Пандемия положительно сказалась на популярности well-being услуг: согласно опросу Lyra Health и Национального альянса коалиций потребителей медицинских услуг, 40% офисных работников в США имеют признаки эмоционального выгорания, а две трети сотрудников ощущают, что за последние два года их производительность труда существенно снизилась под воздействием стресса. В последние месяцы все больше работодателей инвестируют в цифровые инструменты, которые научат менеджеров улавливать сигналы выгорания у коллектива, и в 2021 году число таких работодателей будет только расти. Практически половина лидеров среднего и крупного бизнеса в США обучают своих менеджеров распознавать симптомы и признаки эмоционального и профессионального выгорания, а 18% предпринимателей планируют внедрить обучение стресс-менеджменту в список учебных программ для сотрудников в течение этого года.

Возраст согласия на переработки: чем зумеры и миллениалы готовы жертвовать ради карьеры

 

Подчинить хаос

Главной болезнью информационного общества, как это ни парадоксально, стала именно информация. Согласно исследованию Калифорнийского университета, современный человек ежедневно потребляет 34 гигабайта медиаконтента — примерно в сто раз больше, чем тридцать лет назад. Попыткой мозга адаптироваться к новой реальности стало клиповое мышление. Но с каждым годом объем информации увеличивается, а вместе с этим растет и уровень стресса. Данные российских исследований показали, что количество психических заболеваний, вызванных стрессом, выросло в два раза за последние 10 лет.

Работа является главным источником новостей и, как следствие, нервного напряжения для большинства людей. Это не считая того, что, кроме работы, у нас есть близкие отношения, которые также могут быть источником стресса, и вся обстановка в мире не добавляет спокойствия и ясности. Американский институт стресса подтверждает: 40% респондентов находят свою работу «очень или чрезвычайно напряженной», а 25% опрошенных считают офис «стрессором номер один в своей жизни». Неуправляемый объем напряжения — один из факторов, провоцирующих высокую текучесть кадров.

 

«Мы живем в период больших изменений. Наш мозг не обладает такой скоростью адаптации, которую требует современная реальность. В прошлом году, например, мы наблюдали волну увольнений сотрудников, которые не смогли адаптироваться к новым условиям. Этого в большинстве случаев можно было избежать, если бы руководители обладали необходимыми компетенциями диагностики состояния сотрудников и инструментами, которые позволяют снизить уровень напряжения в команде и дать необходимую поддержку», — объясняет Александра Разина-Иванова, организационный консультант, методист и основатель проекта STRESS.HELP.

Новый критерий конкурентоспособности

В 2010-е годы в офисах американских, а вслед за ними и российских корпораций начали появляться атрибуты well-being культуры. Гиганты вроде Microsoft, Facebook, Apple стали внедрять в рабочее пространство спортзалы, музыкальные комнаты с инструментами и зоны отдыха.

Если десять лет назад большинство компаний не понимали, для чего включать в производственный бюджет содержание штатного психолога, то сегодня обучение сотрудников стресс-менеджменту — одна из ведущих стратегий повышения эффективности бизнеса. Google стал первым гигантом, внедрившим тренинги по борьбе с нервным напряжением в список корпоративного обучения Среди них — курсы «Медитация 101», «Поиск внутри себя» и «Снижение стресса на основе осознанности». Однако стратегия компании нацелена скорее на дзен-практики, а не на последние тренды психологии.

 

В гонке за трендом большинство организаций упускают важную деталь: благополучие команды — это культура, а не стратегия. Well-being рабочего пространства состоит из неписаных правил о том, что на самом деле значит быть сотрудником компании.

Отсутствие культуры благополучия может разрушить даже тщательно спланированную программу найма. Зоны отдыха и коллективные оздоровительные программы во внерабочее время бесполезны, если топ-менеджер продолжает требовать от персонала непосильных объемов работы. Well-being бессилен, если присутствуют такие источники тревожности, как низкая заработная плата, нехватка персонала, некомпетентный менеджмент, отсутствие обратной связи и обучения.

Эту задачу может решить грамотно выстроенный стресс-менеджмент — его наличие становится новым критерием конкурентоспособности бизнеса. Но когда мы говорим «стресс-менеджмент», то ведем речь не о тренинге как таковом, а о системном подходе, который включает и регулярную оценку состояния команды, и обучение, и организационные изменения, направленные на улучшение качества коммуникаций, и так далее.

«Бизнес — это в первую очередь люди: именно от их физического и эмоционального состояния зависит правильность выбора стратегии, качество принимаемых решений и их дальнейшей реализации», — отмечает Александра Разина-Иванова. Подход одного из ведущих в России проектов по стресс-менеджменту STRESS.HELP объединяет знания сразу нескольких направлений психологии, медицины и андрагогики. В своей работе специалисты используют разные форматы: от диагностики состояния команды и проведения внутренних офлайн- и онлайн-конференций в формате TED до индивидуального сопровождения ключевых сотрудников командой психологов и соматических терапевтов.

«Лучшее, что может сделать бизнес для своей команды в условиях изменений, неопределенности или кризиса, — обеспечить им поддержку и предоставить всю необходимую информацию. Это позволит сотрудникам сохранять ясность и подвижность, а также мотивацию к изменениям, обучению и достижению устойчивого результата в кризисных ситуациях. Ясно мыслить и находить уникальные решения человек может только из ресурсного состояния. Под воздействием же стресса наш мозг работает на выживание, мышление становится «тоннельным», и мы, как правило, не видим картины в целом, как и альтернативных решений и возможностей для развития», — объясняет связь Разина-Иванова.

 

 «Руководитель должен быть толерантным к ошибкам и нетолерантным — к бездействию»: карьерные советы главы Sony Music Russia

Комплексный подход на страже спокойствия

Стресс не всегда приводит к отрицательным реакциям — иногда он становится источником роста. Небольшие управляемые волнения мобилизуют организм, поднимая жизненный тонус и открывая возможности для развития. «Адаптация к такой стрессовой ситуации проходит быстро — от нескольких часов до пары дней, — а защитный механизм сопротивления изменениям не подключается», — рассказывает Александра Разина-Иванова. Ощущение тревоги у сотрудника является первым признаком стресса, и уже на этом этапе нужно искать решения, которые смогут продержать человека.

«Если стрессовое воздействие длительное или такие ситуации идут одна за другой, реакция организма будет негативной. Часто вначале она проявляется как тревога и раздражение, а в том случае, если человек пропустит первые сигналы организма и не направит ресурсы на изменение своего состояния, стресс может приводить к истощению», — отмечает Александра Разина-Иванова. Частыми источниками стресса для команды могут стать в том числе неправильно распределенные роли, стиль управления конкретного руководителя, неумение решать конфликты или отсутствие компетенций в командной выработке решений.

Специалисты обращают внимание на то, что решение проблем, связанных со стрессом, выгоранием и в том числе текучкой персонала, должно быть комплексным. Оно требует диагностики причин, выработки стратегии с учетом ценностей и задач компании: «Нельзя решить системную проблему, которая пронизывает культуру, процессы и структуру компании, с помощью одного тренинга. Но поддержать людей в ситуации неопределенности и высокой нагрузки можно и одним мероприятием».

 

Контроль — залог успеха

Для адекватного ответа на вызовы бизнес-среды без истощения необходимо изменить подход к культуре управления ресурсами человека. «Устойчивость к стрессу — развиваемая компетенция, включающая навык управления вниманием, саморегуляцию, контроль сопротивления в условиях изменений и гибкость в выборе стратегий», — уверена Александра Разина-Иванова.

Руководителям и тим-лидерам может казаться, что сотрудники успешно справляются с нагрузкой и объемы задач можно увеличить. В такие моменты важно присмотреться к команде и проанализировать текущую ситуацию, ответив на следующие вопросы:

1. Часто ли сотрудники пропускают обеденные перерывы, чтобы доделать работу?

Оставаясь прикованными к своим столам, они могут выглядеть как очень преданные члены вашей команды. Однако это первый признак падения трудоспособности вследствие стресса или несоизмеримого с их возможностями роста нагрузки.

 

2. Часто ли члены вашей команды доделывают работу после окончания рабочего дня?

Работа по ночам и в выходные наносит ущерб периоду восстановления. Недостаток отдыха выливается в раздражительность и снижение эффективности.

3. Как часто им приходится выполнять задачи в спешке?

Если конкретный сотрудник предоставляет отчеты с досадными опечатками и ошибками, чего за ним раньше не наблюдалось, возможно, он не справляется с негативным стрессом или объем его работы слишком высок.

 

4. Кажутся ли сотрудники чрезмерно эмоциональными и раздражительными?

Если члены команды ведут себя агрессивно, например огрызаются в ответ на критику предоставленного ими отчета, что ранее им было несвойственно, скорее всего, им трудно справляться с рабочим напряжением.

5. Часто ли специалистам приходится выполнять несколько задач одновременно?

Многозадачность имеет свой предел. Проектов, о которых нужно думать одному человеку, не должно быть слишком много: повышенная нагрузка на мозг провоцирует новый стресс, что негативно отражается на уровне концентрации и продуктивности.

 

25 лучших компаний для женской карьеры. Рейтинг Forbes Woman

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+