«Зумное выгорание»: почему мы устаем от видеозвонков и как с этим бороться
В 2020-м мы столкнулись с Zoom fatigue («усталость от Zoom»). Профессор коммуникаций и директор-основатель Стэнфордской лаборатории виртуальных человеческих взаимодействий Джереми Бейленсон решил исследовать феномен и в феврале 2021 года опубликовал статью, посвященную психологическим последствиям долгих и частых видеозвонков.
Бейленсон подчеркивает, что его целью было не выставить платформы для видеозвонков в дурном свете, — он и сам часто ими пользуется и признает их необходимость, — но объяснить, почему определенные черты этих платформ вызывают у их пользователей такую усталость, и предложить возможные поправки для их интерфейсов, чтобы облегчить опыт видеозвонков и снизить негативные последствия.
Ему удалось выделить четыре особенности видеосервиса, способствующие появлению усталости от связи через Zoom. Также он предлагает их возможные решения.
Обилие зрительного контакта
Во время видеозвонка мы все время смотрим друг на друга, причем размеры наших лиц увеличены за счет приближения к камере. Такое количество зрительного контакта неестественно для нас, привыкших к тому, что при обычных разговорах мы в том числе смотрим по сторонам или в свои заметки. В сетке видеочата все смотрят на всех, а не только на спикера — можно молчать весь звонок, но вам все равно будут смотреть в лицо. Такая система увеличивает объем зрительного контакта в разы, а вместе с ним и социальную тревогу, которую люди часто испытывают, становясь центром всеобщего внимания.
Неестественность процесса усугубляет и увеличенный масштаб лиц собеседников, которые мы видим на своих мониторах. По словам Бейленсона, в большинстве случаев во время видеозвонков лицо собеседника, будь то коллега или незнакомец, находится к нам чересчур близко. При обычном разговоре такая близость подразумевает интимный разговор, и наш мозг напряженно воспринимает отсутствие личного пространства. В итоге мы проводим множество часов в Zoom в состоянии изматывающего нас гипервозбуждения.
Чтобы облегчить процесс, Бейленсон советует выключать полноэкранный режим во время звонков, уменьшать размер окошка с лицами собеседников и использовать внешнюю клавиатуру, обеспечивая больше пространства между собой и монитором.
Необходимость постоянно видеть при звонке самого себя
По словам Бейленсона, все время наблюдать себя в камере во время звонка — все равно что заниматься ежедневными делами, принимать решения, получать и давать критику и вступать в разговоры, пока вас заставляют смотреться в зеркало. Это неестественно, отвлекает ваше внимание и утомляет.
Кроме того, множество исследований показывает, что, рассматривая свое отражение, мы критичнее относимся к себе, а ведь многим людям, пользующимся видеосервисами для звонков, приходится смотреть на себя по несколько часов в день. Чтобы облегчить себе ежедневную связь, Бейленсон советует выключать опцию показа собственной камеры после того, как вы удостоверились, что правильно расположены в кадре.
Не чувствовать себя рабочей функцией: как мы изменились за год с коронавирусом
Ограниченная подвижность
Во время видеозвонка нам приходится постоянно неподвижно находиться в кадре, хотя при обычном разговоре или звонке мы можем оставаться в движении. Вынужденная неподвижность неестественна для разговоров и утомляет.
В качестве выхода из положения Бейленсон предлагает организовывать рабочее пространство так, чтобы стимулировать движение: использовать внешнюю клавиатуру и камеру, чтобы не быть чересчур привязанным к компьютеру, создавать дистанцию между собой и камерой.
Увеличение когнитивной нагрузки
При обычном разговоре лицом к лицу люди общаются в том числе и невербально, с помощью жестов и движений, подсознательно интерпретируя поведение собеседника. Во время видеозвонка приходится куда сильнее напрягаться, чтобы посылать и воспринимать эти невербальные сигналы — например, активнее жестикулировать.
Не всегда получается правильно понять чужие жесты или изменения на лице собеседника, который может реагировать на что-то, происходящее за кадром. Все это увеличивает когнитивную нагрузку.
Бейленсон предлагает время от времени отключать видеокамеру во время долгих звонков, чтобы отдохнуть от невербальной активности и отвернуться от экрана, не нагружая себя потоком сложных жестов собеседника, которые приходится интерпретировать.
В ответ на запрос множества организаций, среди них школы и госпредприятия, с целью лучше понять, как облегчить процесс видеозвонков, стэнфордские исследователи разработали шкалу уровня утомленности от рабочих видеозвонков — чтобы посчитать его, нужно ответить на 15 вопросов. В течение последнего года опросник был протестирован более чем на 500 человеках. Он включает в себя вопросы о разных сторонах усталости, вызываемой видеозвонками: общей, физической, социальной, эмоциональной и мотивационной.
Текучка кадров и отчужденность: что не так с дистанционной работой
Например, есть такие вопросы:
- Насколько усталым вы чувствуете себя после видеозвонка?
- Насколько раздражены ваши глаза после видеозвонка?
- Как часто вы стараетесь избегать социальных взаимодействий после видеозвонка?
- Насколько вы эмоционально опустошены после видеозвонка?
- Как часто вы чувствуете себя слишком усталым для других занятий после видеозвонка?
Джефф Хэнкок, директор-основатель Stanford Social Media Lab, предполагает, что результаты опросника смогут помочь проанализировать, как технологии видеочатов влияют на их пользователей, и в дальнейшем внести изменения в функциональность этих технологий, чтобы уменьшить вызываемый ими уровень стресса. По его словам, понимание механизмов видеоконференций поможет нам выработать наилучшие способы работы с ними в разных обстоятельствах и при разных типах звонков.