Текучка кадров и отчужденность: что не так с дистанционной работой
Вынужденный карантин заставил многие компании пересмотреть свои бизнес-процессы и адаптировать их к изменившимся реалиям. Если раньше о переходе на дистанционный формат больше говорили в теории, а по факту в масштабах крупной организации из дома работали единицы, то сегодня большую часть сотрудников пришлось перевести на удаленку.
По данным приложения Blind, уже в марте в Microsoft, Expedia и LinkedIn удаленно работали более 80% сотрудников, в Amazon — почти 76%, в Uber — 58%, в Facebook — 55%, в Google — 34%. Сегодня Microsoft, Twitter, Google и Facebook позволяют сотрудникам работать дома до конца 2020 года и даже дольше. Крупные IT-компании, производители электроники и операторы связи в России также перевели персонал на дистанционный режим. Полноценные технические и операционные возможности для организации домашних офисов предоставили своим сотрудникам «Яндекс», Rambler Group, Mail.ru, Samsung, Beeline, «Мегафон», МТС, Viber и другие.
Как у любого глобального тренда, у удаленки есть свои положительные и отрицательные стороны, причем они сильно варьируются в связи с организационными особенностями компаний и психологическими свойствами каждого конкретного человека.
Что не так с дистанционной работой?
Человек — существо социальное, и общение ему необходимо, чтобы чувствовать внутренний баланс. Каким бы интровертом он ни был, полное отсутствие личной коммуникации — не норма. Через какое-то время это может негативно сказаться на психике и, как следствие, на мотивации к работе. Опрос Blind показал, что 53% сотрудников таких компаний, как Facebook, Google, Amazon, Apple, Walmart, Viber, чувствуют себя одиноко, работая удаленно.
«Сотрудникам не хватает общения, они скучают по команде, офису, возможности перекинуться парой слов на кухне, — рассказывает Марина Хомич, директор по персоналу белорусского офиса Viber. — Чтобы решить проблему недостатка общения, мы инициируем его в наших корпоративных чатах: организуем командные соревнования, делимся новостями, обсуждаем не только работу. Также мы открыли Virtual kitchen в Zoom, к которому в любое время могут присоединиться сотрудники, чтобы просто пообщаться на любые темы».
Проблема одиночества и некоторой отчужденности от коллектива может стать причиной еще одной негативной тенденции — повышенной текучести кадров. По данным Gartner, сотрудники, работающие в офисе, на 13% чаще остаются в компании в долгосрочной перспективе, чем сотрудники на удаленке.
Есть и некоторые организационные особенности работы дома. Например, множество отвлекающих факторов. И хотя в офисе их тоже немало, там их сглаживает рабочая атмосфера. Дома состояние сотрудника более расслабленное, и сосредоточиться на задачах вначале бывает трудно. К тому же, если дома есть хоть один человек, кроме вас (не работающий удаленно), — это дополнительный фактор риска. Осознать то, что вы не просто сидите за компьютером, а работаете, с первого раза домашним бывает трудно. Поэтому стоит морально подготовиться к многочисленным «я только спросить» на первых порах.
С точки зрения руководства, могут возникнуть определенные трудности контроля рабочего процесса и учета времени. Как понять, чем занимается сотрудник на удаленке, — решением задач или просмотром забавных роликов на YouTube? И как распределить задачи, не перегружая сотрудников, но в то же время используя ресурсы максимально эффективно? Важно создать единое коммуникационное пространство, организовать возможность проведения регулярных онлайн-встреч, совместной работы над документами, внедрить инструменты планирования задач вроде Google-календаря. Разумеется, это требует определенной технической подготовки со стороны компании.
Удаленка эффективнее, чем ожидалось
Есть в дистанционном формате и значительные преимущества. Экономия времени и усилий на поездки, возможность поспать дополнительный час, а также сделать свой график более комфортным в итоге положительно повлияли на продуктивность. По итогам еще февральского исследования сайта FlexJobs, 66% специалистов считают, что будут работать удаленно эффективнее, и около 52% отмечают, что дома им легче собраться и выполнить работу более качественно. А недавний опрос компании HeadHunter показал, что большинство сотрудников считают, что их личная, а также коллективная продуктивность на изоляции возросла.
Если продуктивность не снижается, то зачем компании тратить деньги на офис? Многие руководители, наблюдая за тем, что сотрудники успешно справляются со своими обязанностями из дома, уже сейчас принимают решения об отказе от аренды части офисных пространств и переводе некоторых членов команды на постоянную удаленную работу в дальнейшем. Так, например, Oracle и Okta расценили дистанционный формат как возможность сэкономить. Отказались от идеи расширять офисное пространство и в Google.
Кстати, возможность сэкономить появляется и у сотрудников. Бензин, оплата парковки или покупка проездного на общественный транспорт уходят из статьи расходов. Значительно меньше тратится и на еду: никаких обедов в столовой, перекусов с коллегами в кафе и бесконечного «кофе с собой». Работать из дома можно в любимом спортивном костюме, необходимость обновлять гардероб возникает не так часто.
Дальше многое зависит от конкретного человека. Удаленный формат может оставить больше времени на себя, если вы умеете эффективно планировать рабочий день. То же самое касается и удобства домашнего офиса. Если вам удалось создать максимально комфортную для себя атмосферу, это станет действенным оружием в борьбе со стрессом.