К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Поддерживать художников и зрителей: как женщины развивают фонды искусства

На выставке  «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» (Фото Александра Демьянчука / ТАСС)
На выставке «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» (Фото Александра Демьянчука / ТАСС)
Искусство не спасет мир, но героини этой статьи верят: оно способно облегчить жизнь и научить смотреть вперед и вверх. Forbes Woman поговорил с основательницами частных фондов, которые организуют выставки-блокбастеры, поддерживают местных художников, меняют инфраструктуру арт-рынка и создают образовательные и исследовательские проекты

С начала 2000-х в мире начался музейный бум. Цифры посещаемости взлетели вверх, число выставок-блокбастеров резко выросло, музеи заняли место градообразующих предприятий. По данным Минкульта России, в 2023 году в музеи страны пришло 47 млн человек. Количество музеев с 2017 года ежегодно увеличивается и к 2023-му достигло более 3500. Для сравнения, во Франции порядка 10 000 музеев, в Китае — 5788, в Германии — 6584 музея.

В Россию не приехал бы Илья Кабаков (меценатка Стелла Кесаева оплатила его выставку в Эрмитаже). Не привезли бы Марка Ротко и Такаси Мураками (выставки провел частный музей современного искусства «Гараж», открытый в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем). Не было бы в 2006 году ретроспективы Эрика Булатова в Третьяковке со 150 работами мастера, собранными по всему миру из частных коллекций (соорганизатор выставки — фонд культуры «Екатерина»). Не занималась бы в своей галерее XL (cейчас XL project) Елена Селина выставками современного искусства, от Олега Кулика, AES, Виноградова — Дубосарского, Ирины Кориной, Анны Желудь и «МишМаш». 

И культурный ландшафт был бы другим. Возможно, Тимофей Радя остался бы в рамках стрит-арта (его инсталляция «Кто мы, откуда, куда мы идем?» появилась в Екатеринбурге в рамках спецпроекта Уральской индустриальной биеннале, которой руководила Алиса Прудникова, привлекая спонсорские средства уральских промышленников, а работа в Выксе «Все это не сон» создана по заказу фонда «ОМК-участие», который возглавляет Ирина Седых). 

 

Forbes Woman представляет женщин, благодаря работе которых в России сформировалось визуальное восприятие современной культуры и «прокачались глазные колбочки», как это определяет Ольга Свиблова. В первой части — основательницы частных фондов, которые системно поддерживают искусство.

Софья Троценко
DR

Софья Троценко

Президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод»

Арт-кластер «Винзавод», открытый Софьей и Романом Троценко в 2007 году, — частное пространство полного цикла художественного производства, от мастерских художников до галерей. Сегодня это важнейший центр современного искусства в стране. Проектом открытия «Винзавода» стала выставка «Верю», которую курировал художник Олег Кулик и где участвовали более 50 авторов.

За 15 лет своего существования арт-кластер неоднократно перезапускался, подстраиваясь под изменения среды. В 2017 году запущена программа «Открытые студии»: 10 художников, отобранных экспертным советом фонда «Винзавод» по результатам открытого конкурса, на шесть месяцев получают в свое распоряжение мастерскую, где под руководством ментора создают произведения и пополняют свои знания об искусстве. В 2020 году «Винзавод» инициировал создание Ассоциации галерей (АГА), объединившей 31 галерею современного искусства. И хотя Софья Троценко на вопрос о том, что нужно галеристам для счастья, отвечает «Не знаю!», АГА под ее руководством уже сделала немало, от разработки этического кодекса галериста до создания успешной ярмарки современного искусства Catalog. В июне 2024 года «Винзавод» запустил выставочный проект «Гравитация».

Софья Троценко говорит: сегодня в России молодые художники создают особое, врачующее, терапевтическое искусство. И на него уже есть устойчивый спрос: «Мы видим, что оно востребовано не только молодыми покупателями, ровесниками художников, но и взрослыми опытными коллекционерами».

Екатерина Семенихина
DR

Екатерина Семенихина

Коллекционер, учредитель фонда культуры «Екатерина»

Фонд культуры «Екатерина» открылся в 2002 году, когда коллекционеры Екатерина и Владимир Семенихины решили показать работы художников группы «Бубновый валет» так, как это прежде не делалось: представительно, с размахом, в контексте эпохи и в диалоге с Сезанном и абстракционистами. Для выставки в Монако, которая открывала трилогию, коллекционерам Семенихиным понадобилось юридическое лицо, чтобы вести переговоры с музеями и подписывать договоры со страховыми компаниями. «Было решено, что самая удобная форма для этого — частный некоммерческий фонд, — рассказывает Екатерина Семенихина. — У фонда есть учредители, но нет владельца и бенефициара. В фонд мы вкладываем средства, но не получаем выгоды. Сейчас фонду уже 22 года, и он отлично служит нашей цели: организовывать выставки на основе нашей коллекции и издавать книги по искусству».

В 2006 году фонд «Екатерина» устроил ретроспективу Эрика Булатова, самую масштабную выставку художника в России — 150 произведений из частных коллекций и музеев со всего мира были показаны в Третьяковке на Крымском Валу. Для Семенихиных Булатов — художник особенный, он и друг, и собеседник, и любимый мастер в их коллекции. Работа из серии «Небосвод-небосклон» — «То-то и оно» 2000 года  из коллекции Семенихиных — оказалась провидчески точным отражением нашего времени (в 2021 году ее показывали на выставке в МАММ «Тень души, но заостренней чуть», до 27 октября 2024 года она в «ГЭС-2» на выставке «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»).

Выставочные залы фонда «Екатерина» открылись в Москве на Кузнецком Мосту в 2007 году. За неполные 17 лет там прошло больше 20 выставок: от проекта в честь Грейс Келли и костюмов Cirque du Soleil до «Красноармейской студии» советских художников и ретроспектив Таира Салахова, Олега Целкова, Эдуарда Штейнберга и выставок Дэвида Линча и Вали Экспорт. В залах у Семенихиных проходят дипломные выставки выпускников Школы Родченко и предаукционные выставки Vladey, проекты Фотобиеннале и фестиваля «Мода и стиль в фотографии». «Задача фонда сегодня — поддерживать художников и зрителей, оставаться площадкой для размышлений и эмоциональной разгрузки, быть открытым для новых форм и новых идей», — говорит Екатерина Семенихина.

Стелла Кесаева
Владимир Васильчиков для Forbes Woman

Стелла Кесаева

Коллекционер, основатель Stella Art Foundation

Фонд Стеллы Кесаевой знаменит тем, что показывает самых сильных, мощных художников разных поколений и сотрудничает с лучшими мировыми кураторами. Основанный в 2003 году, фонд ставит своей задачей поддерживать российское искусство и молодых художников, способствовать культурному обмену. Благодаря поддержке Стеллы Кесаевой в 2004-м в Эрмитаже прошла выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее и другие инсталляции». На ее открытие Илья Кабаков впервые после эмиграции в 1987-м приехал в страну. В 2005 году в Москве, в залах своего фонда в Скарятинском переулке Cтелла показала X-Files Роберта Мэпплторпа, по сути, вторую часть его выставки в Эрмитаже «Роберт Мэпплторп и классическая традиция. Искусство фотографии и гравюры маньеризма», ту, которую госмузей не мог себе позволить. А самым первым проектом Стеллы в 2003 году стала выставка Баскии, Уорхола и Вессельмана.

Но главная любовь Стеллы Кесаевой в искусстве — московский концептуализм. В Скарятинском проходили литературно-музыкально-поэтически-художественные вечера, куратором которых был поэт Лев Рубинштейн. Свои проекты представляли Гор Чахал, Василий Шумов, Ирина Нахова и сам Рубинштейн. Выставки московских концептуалистов Stella Art Foundation открывала в ведущих музеях мира и в параллельной программе Венецианской биеннале. Даже став комиссаром павильона России на Биеннале в Венеции (впервые за всю историю павильона им руководил не государственный чиновник, а частное лицо, коллекционер), Стелла Кесаева и тут показывала своих любимых московских концептуалистов.

Переехав в башню «Меркурий» в Сити и отказавшись от идеи открывать свой частный музей современного искусства («Неправильно вкладывать деньги в стены, когда есть возможность вкладывать в наших художников», — сообщила Стелла Кесаева Forbes в 2019 году), Stella Art Foundation пополняет свою коллекцию и устраивает выставки. «Идеальный фонд, как и музей, — это институция, открытая всем вне зависимости от географии, геополитики, идеологии. Без границ. Вдохновение и просвещение для всех и для каждого человека в отдельности», — говорит Стелла Кесаева.

Марианна Сардарова
DR

Марианна Сардарова

Коллекционер, основатель фонда и галереи RuArts

В уголке старой Москвы, в Трубниковском переулке на задворках Нового Арбата, в доме 1915 года постройки открыт фонд содействия развитию современного искусства RuArts. Фонд занимает 2500 м2: на шести этажах разместились несколько больших выставочных залов, бар, библиотека, сувенирный и книжный магазин и даже терраса на крыше с головокружительным видом на город. Большая цементная лестница пронизывает пространство фонда по вертикали, это прием архитектурного бюро «Атриум», прежде создавшего галерею RuArts в 1-м Зачатьевском переулке в районе Остоженки. Таким образом у Марианны Сардаровой, владелицы и основательницы фонда и галереи RuArts, два больших активно действующих пространства в Москве. В коллекции фонда, основанного в 2003 году, около 2000 произведений, от шестидесятников до современных молодых художников — «срез российского художественного процесса за последние 50 с лишним лет», как определяет собрание фонда Марианна Сардарова.

Марианна объясняет, почему она выбрала форму фонда, а не музея: «Фонд — более подвижная структура, чем музей. Коллекция фонда формируется мной лично и арт-директором фонда Катрин Борисов. Мы сами себе ставим задачи по пополнению, можем время от времени чистить коллекцию (хотя пока такого не случалось), наша издательская программа более разнообразная, но самое главное — над нами нет никаких департаментов или комитетов, с которыми нужно было бы согласовывать все свои планы и закупки». При этом у фонда и галереи при общности целей разные задачи: фонд поддерживает художников, закупая работы в коллекцию, галерея зарабатывает на продаже произведений (что тоже помогает художникам). Помимо собственных выставочных проектов в фонде и галерее, RuArts сотрудничает с другими музеями.

Главной задачей фонда сегодня Марианна Сардарова ставит «не сбавлять обороты»: «Нужно продолжать развивать как выставочную, образовательную, так и издательскую деятельность. А вот для галереи фокус остается на поддержании существующего круга художников и поиске новых имен». Сегодня, по мнению основателя RuArts, индустрии остро не хватает профессионалов. «Современному российскому искусству необходимо финансирование, предоставление площадок, а главное — подготовка молодых специалистов», — говорит Сардарова.

Наталия Опалева
Николай Казеев

Наталия Опалева

Коллекционер, создатель Музея AZ и выставочного пространства AZ/ART

Коллекционер Наталия Опалева и куратор Полина Лобачевская открыли первый частный музей одного художника, Музей Анатолия Зверева, весной 2015 года в переоборудованном трехэтажном особняке на 2-й Тверской-Ямской в Москве. Очень быстро логика развития музея продиктовала изменения: в круг интересов вошел не только Зверев, но и его современники, неофициальные художники 1960–1980-х годов, название логично поменялось на музей AZ, а в новом пространстве AZ/ART властителями дум и во все стали современные художники.

Учредив художественную премию Zverev Art Prize (первое вручение прошло в 2021 году), музей Опалевой расширил сферу своей деятельности. Премия стала порталом в мир актуального современного искусства. В новом пространстве AZ/ART на Маросейке, в доме XVII века, так называемых палатах Нарышкина, в прошлом году проходили выставки московских и питерских художников в рамках проекта «Системы мимикрии» (куратор Александр Дашевский). Летом 2024 года AZ/ART занял расширенное пространство в том же доме на Маросейке, с покрашенными в белый цвет стенами, с акустической системой. В этом White Cube XVII века, как его шутя называет Наталия Опалева, теперь представляют не только искусство, но и междисциплинарные проекты, дают концерты современной классической музыки. «Современное искусство стремится выйти за границы жанров, использовать разный язык для выражения той или иной темы. Мы постоянно видим включение элементов театра в музейные пространства и, наобо рот, изобразительного искусства — в музыкальные и театральные проекты», — объясняет эволюцию музея Наталия Опалева.

Маргарита Пушкина
Алена Фетисова

Маргарита Пушкина

Создательница и владелица ярмарки Cosmoscow

Ярмарка Cosmoscow в ежегодном режиме проходит в Москве с осени 2014 года. День превью ярмарки стал важнейшим светским событием Москвы. Всего Cosmoscow за три дня работы посещают до 31 000 человек (рекорд 2023 года), а суммы продаж доходят до €2,4 млн (рекорд 2019 года), что делает ярмарку культурным событием, двигателем не только арт-рынка, но и всей художественной жизни.

Владелица ярмарки Маргарита Пушкина, финансист по образованию, создавала ее как «интеллектуальную, с акцентом на образовательные функции, транслирующую тренды индустрии и откликающуюся на перемены в мире, объединяющую все самое прогрессивное и передовое, при этом в первую очередь рассчитанную на российскую аудиторию». В разные годы Cosmoscow проходила на разных площадках. И хотя «на проект влияли самым непосредственным, а подчас и драматическим образом различные события», по мнению Пушкиной, концепция и стратегия «оставались неизменными».

Сегодня Пушкина говорит об экосистеме Cosmoscow. «В какой-то момент мы поняли, что стали изобретателями некоторых программ и процессов, которые в России в арт-мире до нас никто не применял, — считает она. — Это коллаборации бизнеса с искусством, которые с самого начала существования ярмарки мы развивали и продолжаем развивать. Из секции Discovery появилась ярмарка молодого искусства Blazar, а внимание к образовательным и некоммерческим программам и системная помощь художникам и институциям привели к основанию Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Во время пандемии в 2020 году мы одни из первых запустили онлайн-платформу — маркетплейс TEO by Cosmоscow. Также у нас есть клуб коллекционеров, который позволяет напрямую коммуницировать с игроками рынка и знакомить их с искусством по всему миру».

Елена Белоногова
DR

Елена Белоногова

Основательница арт-платформы Cube.Moscow

Автор идеи Сube.Moscow предпринимательница Елена Белоногова взяла пустовавшую в тот момент площадку на минус втором этаже отеля The Ritz-Carlton (сейчас The Carlton) в аренду: «Я пришла в мир искусства как покупатель, ходила по выставкам, вернисажам, аукционам. Стояла в московских пробках в попытке успеть на несколько открытий. Так, в одной из пробок, когда я опаздывала на аукцион, подумала: было бы здорово проводить все в центре и желательно под одной крышей». Сказано — сделано. Так возникла платформа Cube.Moscow — «инфраструктурный проект, который создает инструменты для всех участников рынка искусства, от художника до галериста и в конечном счете коллекционера или покупателя», — говорит Белоногова. Деятельность Cube направлена на развитие культуры потребления искусства.

Сегодня площадки в Сube.Moscow арендуют 16 галерей, действует выставочный зал, работают бар и сувенирный магазин. За пять лет в Сube сменилось порядка 40 галерей, а такие, как PA Gallery, Syntaх и «КультПроект», стали постоянными арендаторами. По мнению Белоноговой, основное преимущество Cube. Moscow в костшеринге: при разделении расходов появляется возможность арендовать достаточно большую площадь. «Оказалось, что плюсов у совместной работы гораздо больше, — рассказывает Белоногова. — Например, выставки в Cube.Moscow видят тысячи людей, что практически невозможно представить в рамках отдельно стоящей галереи».

С 2019 года Сube.Moscow пережил немало сложностей, но, как отмечает Белоногова, проект получился очень живой и живучий. Сейчас Сube.Moscow работает над своей онлайн-средой. «Осенью представим обновленный Cube.Market с возможностью вести аукционы в онлайне, а также инструменты для частных коллекций — их систематизации и управления ими», — говорит она.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+