Поддерживать художников и зрителей: как женщины развивают фонды искусства
С начала 2000-х в мире начался музейный бум. Цифры посещаемости взлетели вверх, число выставок-блокбастеров резко выросло, музеи заняли место градообразующих предприятий. По данным Минкульта России, в 2023 году в музеи страны пришло 47 млн человек. Количество музеев с 2017 года ежегодно увеличивается и к 2023-му достигло более 3500. Для сравнения, во Франции порядка 10 000 музеев, в Китае — 5788, в Германии — 6584 музея.
В Россию не приехал бы Илья Кабаков (меценатка Стелла Кесаева оплатила его выставку в Эрмитаже). Не привезли бы Марка Ротко и Такаси Мураками (выставки провел частный музей современного искусства «Гараж», открытый в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем). Не было бы в 2006 году ретроспективы Эрика Булатова в Третьяковке со 150 работами мастера, собранными по всему миру из частных коллекций (соорганизатор выставки — фонд культуры «Екатерина»). Не занималась бы в своей галерее XL (cейчас XL project) Елена Селина выставками современного искусства, от Олега Кулика, AES, Виноградова — Дубосарского, Ирины Кориной, Анны Желудь и «МишМаш».
И культурный ландшафт был бы другим. Возможно, Тимофей Радя остался бы в рамках стрит-арта (его инсталляция «Кто мы, откуда, куда мы идем?» появилась в Екатеринбурге в рамках спецпроекта Уральской индустриальной биеннале, которой руководила Алиса Прудникова, привлекая спонсорские средства уральских промышленников, а работа в Выксе «Все это не сон» создана по заказу фонда «ОМК-участие», который возглавляет Ирина Седых).
Forbes Woman представляет женщин, благодаря работе которых в России сформировалось визуальное восприятие современной культуры и «прокачались глазные колбочки», как это определяет Ольга Свиблова. В первой части — основательницы частных фондов, которые системно поддерживают искусство.