Во всех смыслах монументальный труд Анастасии Цветаевой, сестры поэтессы, который подробно рассказывает о жизни целого поколения. Первая, самая личная и счастливая часть мемуаров, описывает детство Анны и Марины, их отношения с матерью, немецкой пианисткой Марией Мейн, и отцом Иваном Цветаевым, создателем Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который теперь мы знаем как ГМИИ имени А. С. Пушкина. «Какая радость быть рожденными от такого сильного и чистого человека, бескорыстно прожившего жизнь, как наш отец, от такой трагически, доблестно прожившей ее женщины, как наша мать!», — писала она.
Затем Цветаева рассказывает об их юности, проведенной в Тарусе; о литературном обществе начала XX века, о дружбе с Максимилианом Волошиным и их поездках в Коктебель; об отношениях Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, о собственных влюбленностях и замужествах, о детях.
Судьба Анастасии Цветаевой сложилась согласно времени — она пережила революцию, приход большевиков, ужасы Первой и Второй мировых войн. Была неоднократно арестована и пережила ссылку в Сибирь. Тем не менее, она всего три недели не дожила до своего 99-летия в 1993 году (и дождалась падения советской власти), а ее мемуары в первом издании вышли еще при жизни автора в начале 1970-х. Кроме того, ее воспоминания стали важной опорой для всех следующих поколений исследователей творчества Марины Цветаевой.
«Но смутно мне открывалась особая стать Мусиного чувства, не моя! Жажда отчуждения ее радости от других, властная жадность встречать и любить все — одной: ее зоркое знание, что это все принадлежит одной ей, ей, ей — больше, чем всем, ревность к тому, чтобы другой (особенно я, на нее похожая) любил бы деревья — луга — путь — весну — также, как она. Тень враждебности падала от ее обладания — книгами, музыкой, природой — на тех (на меня), кто похоже чувствует. Движение оттолкнуть, заслонить, завладеть безраздельно, ни с кем не делить… быть единственной и первой — во всем!», — писала Анастасия о сестре.