К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Грязные танцы», «Событие», «Священные узы»: 6 фильмов о самом сложном выборе женщины

Кадр из фильма «Никогда, редко, иногда, всегда» (Фото DR)
Кадр из фильма «Никогда, редко, иногда, всегда» (Фото DR)
В 2022 году тема репродуктивного выбора актуализировалась после того, как в США было отменено судебное решение, которое гарантировало право на аборт. О том, как чувствуют себя женщины, лишенные этого права, снято множество фильмов. В этой подборке шесть картин, героини которых принимают сложное решение

Чуть больше 100 дней назад Верховный суд США отменил действие решения по делу «Роу против Уэйда», оспорив безусловность права на аборт. Это привело к волне запретов этой медицинской процедуры в некоторых штатах, попыткам оспорить запреты в судах, протестам и очередной волне общественной дискуссии о праве женщины распоряжаться своим телом, в том числе в контексте беременности. 

Аборты полностью запрещены в 24 странах мира (в них проживают около 90 млн, или 5% женщин репродуктивного возраста). Там, где процедура доступна, нередко действуют всевозможные ограничения. В России регулирование этой сферы постоянно пытаются ужесточить — например, в 2021 году РПЦ предложила вывести аборты в России из ОМС для женщин с доходами выше прожиточного минимума. С 2010-х распространились практики «дней тишины» и «доабортного консультирования». В конце 2020 года Владимир Путин поручил провести оценку эффективности работы медицинских организаций по профилактике абортов и разработать меры, направленные на повышение эффективности такой работы.

В том же году на экраны вышел российский фильм «Право на выбор» режиссера Елены Пискаревой, демонизирующий процедуры по прерыванию беременности в государственных клиниках. Проводящие их врачи выпивают на рабочем месте и замораживают абортированных детей под открытым окном, а все пациентки жалеют о сделанном выборе. 

 

В этой подборке шесть фильмов о том, как женщины делают непростой выбор и что с ними происходит, если такого выбора у них нет.

«Никогда, редко, иногда, всегда»
DR

«Никогда, редко, иногда, всегда»

2020 год

Режиссер: Элиза Хиттман

Лауреат «Серебряного медведя» Берлинале 2020 года «Никогда редко иногда всегда» режиссера Элайзы Хиттман — это наиболее актуальный портрет современного американского общества, которое даже в наше время находится под большим влиянием консервативных евангелистских церквей, выступающих с пролайф-позиции. Главная героиня фильма — семнадцатилетняя школьница Отэм (Сидни Фланиган), находящаяся на раннем сроке беременности. Сделать легальный аборт в родном городе, расположенном в штате Пенсильвания, она не может, поэтому после ряда неудачных попыток спровоцировать выкидыш Отэм вместе с двоюродной сестрой отправляется в Нью-Йорк. Несмотря на кажущуюся прогрессивность, город встречает девушек враждебно, испытывая их на прочность и оттягивая встречу с врачом. Героини проходят испытание взрослой жизнью и в конце концов находят утешение и поддержку друг в друге.

«Событие»
DR

«Событие»

2021 год

Режиссер: Одри Диван

Еще одна фестивальная картина, на этот раз победитель Венецианского кинофестиваля 2021 года, основанный на одноименном романе французской писательницы Анни Эрно. Действие фильма разворачивается в начале 1960-х годов во Франции, главная героиня — студентка университета Анна, которая решается на небезопасный аборт, поскольку легальное прерывание беременности в стране остается под запретом. В стремлении отстоять право на собственное будущее Анна не останавливается ни перед чем, рискуя не только репутацией, но и жизнью. «Событие» Одри Диван изобилует реалистичными кадрами проведения медицинской процедуры в абсолютно антисанитарных условиях и способно вызвать кататонический ужас у каждого, кто их увидит. Так фильм четко и недвусмысленно заявляет: запрет легальных абортов всегда ведет к распространению нелегальных, производимых небезопасными способами. На последние, по данным Всемирной организации здравоохранения, приходится 4,7–13,2% материнских смертей.

«Вера Дрейк»
DR

«Вера Дрейк»

2004 год

Режиссер: Майк Ли

Детективная драма Майка Ли «Вера Дрейк» смещает фокус с женщин, которые хотят прервать беременность, на людей, которые им в этом помогают. Действие фильма разворачивается в Великобритании 1950-х годов. Главная героиня — Вера Дрейк в исполнении Имельды Стентон, любящая мать и старательная домохозяйка, которая в перерывах между делами помогает женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Увы, одна из пациенток Веры попадает в больницу с осложнениями, и в итоге героиня предстает перед судом. Сам Майк Ли не пытается оправдать Веру, ведь она осознанно шла на риск, нарушая закон. Он отказывается от эмоциональных манипуляций в пользу максимально честной картины английского общества со свойственной ему классовостью, при которой обеспеченные люди имеют больше прав на телесную автономию, нежели представители рабочего класса.

«Грязные танцы»
DR

«Грязные танцы»

1987 год

Режиссер: Эмиль Ардолино

Романтическую картину Эмиля Ардолино, которая в этом году отметила свой 35-летний юбилей, чаще всего вспоминают в контексте чувственной хореографии или невероятной харизмы покойного американского актера Патрика Суэйзи. Однако не стоит забывать о том, что именно «Грязные танцы» стали одним из первых больших голливудских проектов, который отказался демонизировать тему абортов или критиковать героиню, решившуюся на прерывание беременности. Напротив, лента Ардолино демонстрирует, как консервативные американские законы лишают женщин возможности управлять собственной жизнью. Примечательно, что фильм был снят в конце 1980-х годов — во время правления консерватора Рональда Рейгана (а действие происходит в 1960-е). Несмотря на то, что в основе «Грязных танцев» была именно хореография, важное социальное высказывание, сделанное в фильме, оказало влияние на культуру.

«4 месяца, 3 недели и 2 дня»
DR

«4 месяца, 3 недели и 2 дня»

2007 год

Режиссер: Кристиан Мунджиу

Название картины румынского режиссера Кристиана Минджиу отсылает к сроку, на котором героиня фильма решается прервать беременность. Конец 1980-х годов в Румынии был периодом авторитарной диктатуры, который сами власти при этом называли «Золотым веком». При запрете абортов в стране отсутствовала система социальной помощи женщинам. Сюжет «4 месяца, 3 недели и 2 дня» рассказывает о молодой румынке по имени Отили, которая пытается помочь своей подруге Габите сделать аборт. Главным антагонистом в фильме выступает румынское правительство, запретившее аборты даже не из этических соображений, а с целью увеличения популяции населения. В 1989-м, спустя два года после показанных в ленте событий, румынский диктатор Чаушеску был свергнут, а в 1990-м аборты были снова легализованы.

«Священные узы»
DR

«Священные узы»

2021 год

Режиссер: Махамат-Салех Харун

Тонкая, медитативная драма чадского режиссера Махамета-Салеха Харуна рассказывает историю Амины, матери-одиночки, узнавшей о том, что ее пятнадцатилетняя дочь Мария беременна. По мере развития событий главные героини пытаются найти возможность осуществить аборт, который запрещен законом и осуждается религией. Вместо того, чтобы критиковать культурные установки, Харун акцентирует внимание на внутренней силе женщин, их способности поддерживать друг друга даже в самых тяжелых условиях, а также их непоколебимом стремлении отстоять право на выбор в мире, где абсолютно все настроены против.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+