Эмоциональное насилие, порноместь и принятие возраста: о чем снимали кино в 2021 году

«Уборщица»
Maid
Шоураннеры: Марго Робби и Том Акерли
«Уборщица» еще раз подняла в обществе активное обсуждение актуальной проблемы — эмоционального насилия, которому подвергаются миллионы женщин во всем мире. Мини-сериал снят по бестселлеру Стефани Ленд «Уборщица: тяжелая работа, низкая оплата и воля матери к выживанию». Главная героиня Алекс (Маргарет Куэлли), схватив двухлетнюю дочь, ночью сбегает от мужа-алкоголика, который не может контролировать вспышки гнева. Ее ждут ночевка в машине и приют, куда вначале она отказывается идти, не считая себя жертвой «настоящего» насилия.
Со временем Алекс осознает, что была в абьюзивных отношениях, и теперь ей нужно пережить эту травму. А зрители задумываются над важными вопросами: обязательно ли эмоциональное насилие приводит к физическому? Почему пострадавшие от психологического абьюза не всегда понимают, с чем столкнулись? И можно ли им как-то помочь?
«Искушение»
Benedetta
Режиссер: Пол Верховен
Фильм американского классика Пола Верховена выглядит так, будто режиссер решил поразмышлять о феминизме и женской власти в рамках картин категории «Б». Послушница монастыря Бенедетта считается себя буквально невестой Христовой и видит сны, в которых Иисус на кресте хочет к ней прижаться. В реальной же жизни у нее завязываются интимные отношения с девушкой, которую изнасиловали и избили отец и брат. В картине есть и лесбийский секс, и дилдо в виде Девы Марии, и церковные интриги, в центре которых оказывается Бенедетта — реальная монахиня, жившая в Италии в XVII веке, которую вначале считали святой, а затем прокляли. Картина не получила прокатное удостоверение в России из-за жалобы представителей православного сообщества в Роскомнадзор.
«Безумное кино для взрослых»
Bad Luck Banging or Loony Porn
Режиссер: Раду Жуде
Чтобы получить прокатное удостоверение для этого фильма, дистрибьюторам пришлось пойти на некоторые цензурные уступки. Во-первых, название «Неудачный трах, или Безумное порно» изменили на более нейтральное. Во-вторых, целиком вырезали вступительную сцену, имитирующую домашнее порно.
В центре сюжета — учительница Эми, которая преподает в одной из бухарестских школ. Ее муж сливает в интернет сцены их совместного секса, и видео внезапно становится вирусным. В карантинном Бухаресте Эми узнают даже под маской. В школе героиню вызывают на собрание, где обсуждается ее моральный облик, а большинство родителей требуют уволить учительницу.
Фильм — как и недавний сериал Билли Пайпер «Я ненавижу Сьюзи» — ставит ребром вопрос о неприкосновенности частной жизни женщины и разрушительных последствиях, которые может иметь для нее оказавшееся в публичном поле интимное видео — в качестве порномести или по другой причине. Другая важная тема — границы личного и общественного. Заданный в кино вопрос о том, можно ли уволить учительницу за интимное видео, которая она не собиралась обнародовать, напоминает о прошедшем два года назад реальном флешмобе в поддержку учительницы, уволенной за фото в купальнике.
«Женщины за сорок»
On the verge
Шоураннер: Жюли Дельпи
«Женщины за сорок» — альтернатива не совсем удачному продолжению «Секса в большом городе». Четыре героини сериала живут в Лос-Анджелесе и каждая борется со своими проблемами: Жюстин — успешный шеф-повар, которая живет с мужем-неудачником, Элл — безработная с тремя детьми, от Энн ушел молодой муж, а Ясмин страдает от депрессии и панических атак на фоне отсутствия карьерных возможностей.
Если в «И просто так» героини в свои 55 уже безнадежно отстали от жизни, то в сериале Дельпи они уверенно держатся на плаву. В центре их внимания не модные сумки и босоножки, а самореализация и гармония. Это сериал о настоящем сестринстве и поиске себя в возрасте, когда к проблеме самоидентификации добавляется стыд за то, что она не была решена ранее.
«Кафедра»
The Chair
Шоураннеры: Аманда Пит и Энни Джулия Вайман
Джин Ю-Ким (Сандра О) — 47-летняя профессор английского языка, которую только что назначили заведующей кафедрой в университете в Пембруке. На этой должности ей придется столкнуться с эйджизмом, расизмом и вопросами «новой этики» и «культуры отмены».
Параллельно с рабочими перипетиями Джин Ю-Ким переживает кризис среднего возраста и пытается вписаться в высокие стандарты, к которым ее обязывает положение женщины азиатского происхождения на руководящей позиции. Сериал с успехом поднимает все актуальные темы сегодняшней гендерной — и не только — повестки и лавирует между производственной драмой и отношенческой мелодрамой, в которой затронута в том числе и тема приемного материнства.
«Я создан для тебя»
I'm Your Man
Режиссер: Мария Шредер
Зрителям Netflix Мария Шрадер известна как постановщица сериала «Неортодоксальная» — за эту свою работу она получила «Эмми». В центре сюжета ее полнометражного фильма «Я создан для тебя» сорокалетняя ученая Альма, исследующая шумерские манускрипты. Чтобы получить дополнительное финансирование для проекта, Альма соглашается принять участие в эксперименте: ей нужно три недели прожить с роботом-гуманоидом, который запрограммирован на то, чтобы быть идеальным партнером.
Фильм затрагивает деликатную тему природы чувств и поднимает вопрос о том, что можно считать сознанием. Мысль о том, что нашими партнерами однажды могут стать роботы, во времена повсеместной цифровизации звучит не так уж и странно. Шредер хочет понять: смогут ли роботы разделить человеческие чувства? И может ли человек искренне отнестись к партнеру-машине?
«Потерянная дочь»
The Lost Daughter
Режиссер: Мэгги Джилленхолл
В сентябре на Венецианском кинофестивале приз за лучший сценарий достался Мэгги Джилленхолл за адаптацию романа «Потерянная дочь» Элены Ферранте. Оливия Колман играет 48-летнюю профессора Леду, приехавшую на морской курорт. На пляже она знакомится с шумным семейством и наблюдает за молодой матерью (Дакота Джонсон) с маленькой дочкой. Оливия вспоминает свое материнство и обстоятельства, которые помешали ей стать хорошей — по ее мнению — матерью. Воспоминания давят и тревожат, отдых не задается.
В своем режиссерском дебюте Джилленхолл затрагивает весьма щепетильный вопрос: все ли женщины годятся быть матерями? Найти ответы на поднятые в сериале вопросы будет сложнее, чем просто согласиться с тем, что не каждая женщина обязана реализовать себя в материнстве. И скорее всего, они не будут однозначными.
«Суперзвезда»
France
Режиссер: Брюно Дюмон
Франс (Леа Сейду) — опытная журналистка, которая устроила настоящее шоу на пресс-конференции президента. Теперь народ ее обожает, а политики побаиваются. Франс отправляют в горячие точки, откуда она в красной помаде с невозмутимым видом ведет репортажи под обстрелом. Но дома журналистку ждет муж, который зарабатывает в пять раз меньше супруги и постоянно на нее в обиде, и ребенок, у которого неприятности в школе. Франс, однако, некогда разбираться с семейной жизнью — ей бы разобраться с самой собой. Несмотря на успех, ее настигает депрессия, лечить которую она едет на зимний курорт, где заводит роман с репортером парижского таблоида.
Французский сюрреалист Брюно Дюмон снял непривычную для себя историю. Используя острую политическую сатиру, он буквально сравнивает свою героиню Франс с современной Францией — успешной, блистательной, но такой неискренней. Показывая напряжение в семье, где женщина — основной добытчик, он как бы задает вопрос тем, кто говорит, что гендерное равенство уже достигнуто: почему такая ситуация до сих не воспринимается как один из вариантов нормы?
«Титан»
Titane
Режиссер: Джулия Дюкорно
За этот фильм Джулия Дюкорно получила прошедшим летом Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Режиссер каннибальского хоррора «Сырое» и свою вторую картину сняла в жанре фильма ужасов, но с заходом на территорию драмы. В прологе дьявольский ребенок, маленькая Алексис, попадает в аварию, и ей зашивают в голову титановую пластину, предупреждая, что могут быть неврологические последствия. Последствия возникают через 20 лет, когда Алексис вырастает и становится стриптизершей в автошоу. Она занимается сексом с автомобилями и даже беременеет от машины, а назойливых поклонников убивает спицей для волос.
История касается тем женской идентичности, принятия себя и другого, трансгрессии. Героиня учится жить как будто в чужом теле и принимать заботу и любовь, оставаясь при этом отрицательным персонажем. Победа этого отвязного, сумасшедшего фильма в Каннах свидетельствует о том, что с женщинами-режиссерами наконец стали считаться.