«Кафедра»: профессора, студенты и новая этика в сериале с Сандрой О
Джи-Юн Ким (Сандра О) — 47-летняя профессор, недавно назначенная заведующей кафедрой английского языка в Университете в Пемброке. Теперь ей придется разгребать авгиевы конюшни местных проблем. В штате университета много пожилых преподавателей с большими зарплатами, на пары которых никто не ходит, — кого-то нужно уволить. Кроме того, есть «звездная» чернокожая преподавательница Яз Маккей (Нана Менсах), которую, напротив, студенты очень любят, — ее бы хорошо взять в штат, и не только ради того, чтобы повысить процент черных преподавателей. Плюс надо разобраться с профессором Биллом Добсоном (Джей Дюпласс): бедняга потерял жену, ушел в запой, опаздывает и не посещает лекции, а еще у него виды на Джи-Юн. Дома же завкафедрой ждет маленькая приемная дочь Чу Чу (Эверли Карганилла), которая не то чтобы была очень послушной.
Создательницы «Кафедры» — Аманда Пит и Энни Джулия Вайман. Первая — известная и популярная актриса («Как я встретил вашу маму», «Хорошая жена»), которая дебютирует как продюсер и сценарист. Про Вайман пока мало что известно, в ее крéдитах «Кафедра» значится как первый и единственный проект. Что ж, новичкам везет — кажется, только самые строгие и угрюмые люди не полюбят этот сериал. Вдвойне интересно, что за оберткой из мягкого юмора в его сюжете скрываются острые современные вопросы.
Во-первых, проблема эйджизма, который так свойственен академической среде по всему миру. С одной стороны, в сериале показан целый отряд профессоров, которым пора уйти на пенсию (у кого-то уже явный альцгеймер), но они все же держатся за кресла. С другой стороны, одна такая героиня, Джоан Хэмблинг (Холланд Тейлор) сама проявляет эйджизм и мизогинию, когда цепляется к сотруднице из-за слишком откровенных шорт. Джоан — представительница уходящей эпохи профессиональных романов и интрижек, за которые сейчас могут дисквалифицировать, а то и засудить. Это яркий персонаж, и без нее шоу не было бы таким удачным.
Сериал, в котором главную роль играет кореянка, не может не поддерживать расовую проблему. «Кафедра» — это пост-трамповская Америка, в которой к азиатскому и чернокожему населению прислушиваются зачастую больше, чем к белому большинству, но все равно еще недостаточно. Уже упоминавшаяся прогрессивная преподавательница Яз Маккей (по словам одного из профессоров-старожилов, «она просто тусит со студентами») становится жертвой интриг. Студенты-активисты жалуются Джи-Юн на положение черных и цветных преподавателей в университетской общине — дескать, тех даже реже приглашают на совместные ужины. Сама Джи-Юн смело шутит с деканом по поводу своего фото на университетском рекламном буклете — свидетельстве политики вуза.
Наконец, Билла Добсона коснулась культура отмены после того, как он неудачно зиганул в начале своей лекции про Бертольда Брехта. Фотография зигующего Билла быстро разлетелась по соцсетям, еврейские студенты вышли на улицы с лозунгами «Вон препода-наци!», конфликт вышел за пределы университета, и вот уже Билла должны уволить за профнепригодность. Джей Дюпласс, похожий в этой роли на Хоакина Феникса, — душа шоу. Все передряги, в которые попадает Билл, он переносит с настроением пофигиста, рассекая в футболке «Joy Division».
Что же касается Джи-Юн, у нее есть одна спасительная черта — умение лавировать между деканатом и профессорским составом, непокорным Биллом и студенчеством. Наверное, так сейчас и должен вести себя представитель поколения, застрявшего между упрямыми бумерами и сознательными зумерами.