«Девочки» выросли: дружба, отношения и поиск себя в сериале «Женщины за сорок»
Жюстин (Жюли Дельпи) — успешный шеф-повар, ее ресторан назван ее именем. Но дома она сидит за ноутбуком в кладовке среди груды туалетной бумаги и пакетов кошачьего корма. У нее есть престарелый белый кот, у которого целый букет неизлечимых заболеваний, 12-летний сын Альбер, в котором она души не чает, и безработный муж-архитектор, с которым уже полгода не было секса. Еще у Жюстин есть три подруги. Энн (Элизабет Шу) — дизайнер и любительница легких наркотиков, которые она употребляет вместе с мужем на десять лет ее младше. Элл (Алексис Ландау) — постоянно безработная с тремя детьми от трех мужчин разных рас («Мы — как будто все цвета Benetton», — шутит о своей семье Элл). И Ясмин (Сара Джонс) — эффектная ирано-афроамериканка с надежным мужем и очаровательным сыном, но погрязшая в домашних делах и едва справляющаяся с паническими атаками.
Это героини сериала On the Verge, что переводится как «На грани», но у нас он идет под незамысловатым названием «Женщины за сорок». Сериал — первый совместный проект американской платформы Netflix и французского Canal+. Поэтому и не удивительно, что о женщинах, живущих в Лос-Анджелесе снимает француженка Дельпи.
Кстати, полнометражный режиссерский дебют Дельпи тоже был о француженке в Лос-Анджелесе. Фильм был снят еще в 2002 году, назывался «Разыскивая Джимми» и особой известности у нас не получил. Больше Дельпи в России знают, конечно же, как актрису двух трилогий — «Три цвета» Кшиштофа Кесьлевского и «Перед рассветом» /«Перед закатом» / «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера. Тем не менее, у Дельпи уже десять режиссерских работ, и теперь она дебютировала как создатель целого сериала.
Обычно работая с одними и теми же партнерами (например, своим отцом Альбером Дельпи или известным немецким актером Даниэлем Брюлем), Дельпи и в этот раз не изменила своей привычке. Скажем, Алексис Ландау, которая не только сыграла Элл, но и помогала писать сценарий, уже сотрудничала с Дельпи в фильме «Два дня в Нью-Йорке».
На первый беглый взгляд, «Женщины за сорок» — это как если скрестить сериалы «Секс в большом городе» и «Девочки». По возрастному критерию героини ближе к первому, но их образ жизни сильно отличается — все-таки ценности за последние 20 лет существенно изменились. Они живут не в Нью-Йорке и носят не «Маноло Бланик», хотя и могут себе позволить. Локации — чаще всего собственные квартиры и дома (в том числе купленные на самостоятельно заработанные деньги), ресторан Жюстин и белоснежные пляжи Лос-Анджелеса, а не новые модные заведения, столик в которых надо бронировать за месяц. Показатели успешности сместились в профессиональную сферу. Почти все героини имеют успешную карьеру и предпочитают хвалиться рабочими достижениями, а не новыми сумками.
Есть вероятность забросить сериал после двух первых эпизодов, решив, что все это буржуазное мелкотемье. Например, во втором эпизоде героиням приходится врать, что вечеринка у Жюстин не итальянская, а корсиканская, и что есть они будут не ризотто, а рисовый салат с каштанами. Это не похоже на серьезные проблемы. Однако дьявол в деталях — и чтобы увидеть их, в сериал надо всмотреться.
Прежде всего, он говорит о проблеме эйджизма, но ищет пути примириться с возрастом. Ясмин исполняется 46 лет, и ей отказывают в работе из-за того, что она старше всех коллег (формальная вежливая причина — «чрезмерно высокая квалификация»). В итоге Ясмин находит себя в другой профессии и написании диссертации. В то же время Энн уже больше 50-ти, но это не мешает ей иметь активную личную жизнь и получать удовольствие. Дельпи подчеркивает, что качественный секс и новые отношения возможны и после климакса, а 45 лет — далеко еще не та черта, за которой женщин встречает старость.
У всех героинь при этом намечаются те или иные проблемы в отношениях. И речь идет не об изменах и семейных тайнах, как это часто бывает. Если даже ваш муж вас понимает и всегда на вашей стороне, это еще не значит, что ваш союз не исчерпал себя, как это случилось у Ясмин. Создатели сериала пытаются разобраться с самой распространенной проблемой пар, которые долгое время живут вместе — привычкой. Люди не расстаются, потому что им удобно вместе, потому что им нужно воспитывать общих детей. С этой имеющей патриархальные корни проблемой сталкиваются многие возрастные пары.
Также сериал затрагивает тему воспитания детей в системе новой этики, особенно мальчиков. 12-летний Альбер, к примеру, в курсе вопросов, связанных с трансгендерностью. А сын Энн Себастьян и вовсе любит одеваться как девочка. Но это больше не проблема: Дельпи показывает, что в современном мире принимать своего ребенка таким, какой он есть, — нормально, а понятие гетеронормативности устарело.
Наконец, это сериал о настоящем сестринстве. В первом же эпизоде подруги спешат спасать Ясмин, у которой на собеседовании случилась паническая атака. А затем мы узнаем, что они не расстаются по меньшей мере с 2000 года. «Я знаю, что бы ни происходило, мы будем всегда друга за друга горой», — говорит Ясмин. И в этом утешение возраста: да, мы неумолимо движемся к смерти, — но набираемся и мудрости, и закалки, и жизненных сил, чтобы смотреть на этот мир глазами ироничной француженки. Не ломая четвертую стену (как это, например, делает в сериале «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж) и не подключая закадровый голос, авторы сериала полностью справляются с комедийной составляющей сюжета. Героини совсем не эксцентричны, но порой их диалоги наполнены настоящим интеллектуальным сарказмом.