К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Опасно судить о женщине только исходя из ценностей материнства»: правда ли дети мешают женской карьере

Пресс-служба SelfMamaForum
Пресс-служба SelfMamaForum
Международный бизнес-коуч Беттина аль-Садик-Ловински посвятила несколько лет исследованию того, как женщины-руководители реинтегрируются в рабочий процесс после рождения детей и что государство может сделать, чтобы помочь им успешно строить карьеру. Она рассказала Forbes Woman, чем ситуация в России в этом вопросе отличается от положения дел в Китае, Германии и Франции

Результаты исследований показывают, что хотя на начальные позиции в компании приходит примерно одинаковое количество мужчин и женщин, по мере продвижения по карьерной лестнице число женщин неуклонно уменьшается.  При этом установлено, что гендерный баланс в компаниях, в том числе и на высшем руководящем уровне, способствует улучшению их финансовых показателей. Одним из факторов, который мог бы объяснить такое уменьшение количества женщин по мере продвижения к руководящим позициям, является материнство, которое в традиционной семейной модели накладывает на женщину больше социальных обязательств, чем на мужчину.

Действительно ли именно материнство драматически влияет на карьерные перспективы женщин и как помочь женщинам реинтегрироваться в деловую жизнь с появлением детей? Об этом мы поговорили с международным коучем (MCC, ICF) Беттиной аль-Садик-Ловински. Она много лет активно исследует вопросы женского лидерства, является основательницей Global Women Career Lab — исследовательской и тренинговой компании, которая поддерживает карьерный рост женщин. Беттина — автор книг и исследований карьерных достижений женщин разных стран, а также мать троих детей.

24 октября она примет участие в SelfMamaForum, который в этом году пройдет онлайн

 

 Что вдохновило вас заняться исследованием женщин-лидеров?

— Женщины-лидеры имеют немного другие сильные стороны по сравнению с лидерами-мужчинами. Поэтому мужчины и женщины отлично дополняют друг друга, гармонизируя работу компании. Естественно, это приводит к улучшению результатов работы компаний.

 

Когда я переехала в Китай, я осознала, что в Китае гораздо больше женщин на руководящих позициях по сравнению с моей родной страной Германией. И по мере того, как я работала с ними в качестве бизнес-тренера и коуча, мне становилось интересно, почему же в Китае намного больше женщин-руководителей. И я решила глубже исследовать этот вопрос. Я давно мечтала получить PhD, и в день нашей первой встречи с научным руководителем уже окончательно определилась с темой исследования: я хотела исследовать феномен женщин-лидеров в Китае. По результатам я опубликовала книгу, и она получила широкую известность и награды в Китае.

Тогда одна моя хорошая подруга сказала: «Зачем тебе останавливаться на достигнутом? Надо исследовать женщин-лидеров по всему миру. Например, интересно исследовать российских женщин-лидеров. Ведь мир почти ничего о них не знает». И она была права. Как исследователя меня мотивирует тот факт, что я исследую область, которую никто (ну или, по крайней мере, мало кто) не исследовал. И я чувствую глубокое вознаграждение, когда, благодаря моей поддержке и наставлениям, женщинам удается расти и строить карьеру.

Расскажите, пожалуйста, о вашем последнем исследовании.

 

— В ходе своего исследования я провела глубинные интервью со 110 женщинами-лидерами из России, Китая, Японии, Франции и Германии. В исследовании присутствовали страны с двумя типами противоположных культурных норм. В Китае, Франции и России нормой считается активное вовлечение в экономику и полноценная работа женщин. При этом также общество ожидает от женщины и активного выполнения роли матери. Например, в Китае женщина, полностью посвятившая себя семье и совсем отказавшаяся от работы — это совершенно новая модель поведения, которая сейчас активно обсуждается в стране.

А вот культурные нормы Германии и Японии скорее подразумевают прекращение работы или переход на работу на неполный рабочий день с появлением детей. Таким образом, дискуссии о женской карьере и материнстве развиваются в разных странах по-разному, исходя из их культурных особенностей. Также линия этой дискуссии еще и зависит от политических целей правительства, уровня развития рынка труда и необходимости вовлечения женщин в экономику.

Женщины должны поддерживать других женщин, независимо от того выбора, который сделали другие женщины. Без осуждения

Сколько женщин из России было в вашем исследовании?

— В исследовании приняло участие 17 женщин из России, их средний возраст  35-50 лет. Для качественного исследования это большая группа (обычная выборка включает 7–9 участников). У большинства женщин двое детей; некоторые замужем, некоторые развелись. Было всего несколько бездетных и незамужних. Интервью проходили в 2019 году. Обсуждаемый период активного построения карьеры этих женщин составлял 15-25 лет. Все включенные в исследование женщины занимали высокие позиции в иерархии компаний, в которых работали.

В своем исследовании вы обнаружили, что для опрошенных женщин-лидеров первостепенная роль всегда была отведена карьере, а остальные роли, в том числе и роль матери, были вторичными. 

 

— Да, женщины на высших руководящих должностях выбрали карьерный путь в менеджменте. Oни также решили стать матерями. В своей ориентации они высоко ценят карьеру, но это не означает, что они не заботливые матери. Скорее это означает,  что они не думают, что должны большую часть своего времени проводить с детьми.

— Считаете ли вы данный подход верным?

— Я бы воздержалась здесь от личных суждений. Я ведь прежде всего исследователь и наблюдатель. Более того, я считаю опасным судить о женщине только исходя из ценностей материнства. В таких странах, как Япония и Германия, где эти ценности очень сильны, женщины не могут построить профессиональную карьеру, не освобождая себя от требований общества.

В моем исследовании 80% опрошенных женщин являются матерями и занимают высшие руководящие позиции. Они организуют свою семейную жизнь исходя из потребностей своей карьеры. Например, в Китае о детях часто заботятся бабушка и дедушка плюс няня. Во Франции очень хорошо развита система присмотра за детьми и дошкольного образования, но однако эти системы не высвобождают у женщины столько часов, сколько приходится тратить на работу на руководящей позиции, поэтому женщины нанимают дополнительную помощь. Женщины в Германии после появления детей обычно начинают работать неполный рабочий день. А в Японии женщины зачастую вообще перестают работать и становятся домохозяйками на полную ставку. При этом в моем исследовании были и женщины из Японии и Германии, которые осознали свое желание строить карьеру и освободили себя от давления общества и организовали жизнь так, как было удобно им.

 

Если отвечать на этот вопрос лично, то я твердо верю, что у каждой женщины должен быть выбор и она должна организовывать свою жизнь так, как хочет. Если она хочет быть домохозяйкой и ее положение позволяет это — хорошо. Если она хочет сделать высококлассную карьеру — тоже хорошо. Мы не должны судить карьерно-ориентированных женщин как плохих мам. Они нашли хорошие решения для своей семейной жизни.

Мужья в моем исследовании больше всего помогали в Германии и Китае. Женщины во Франции и Японии рассказали, что у 50% есть поддерживающие мужья, а у 50% — нет. В России около 70% мужей не вовлечены активно в семейные дела.

В современном мире женщины с детьми должны найти способы делегировать большинство домашних дел, а также большую часть образования детей. В идеальном сценарии будущего работодатели могут предоставлять женщинам помощь и поддержку в поиске этого баланса.

На первый взгляд кажется, что материнство, а точнее сложности с интеграцией в рабочую жизнь после появления детей, могут быть одним из факторов, влияющим на продвижение женщин по карьерной лестнице и, как следствие, снижающим количество женщин на высших руководящих постах. Как вы думаете, нужно ли сокращать или вообще исключать материнство из жизни женщины ради достижения карьерных высот?

— Конечно же, нет. Ни одна женщина не должна отказываться от материнства, если она хочет детей. Также верно, что и не все женщины хотят быть матерями — мы не должны забывать об этом и уважать их выбор.

 

В современном мире женщины с детьми должны найти способы делегировать большинство домашних дел, а также большую часть образования детей. В идеальном сценарии будущего работодатели могут предоставлять женщинам помощь и поддержку в поиске этого баланса. К сожалению, пока это еще не стало реальностью ни в одной из исследованных мною стран. С реалистичной точки зрения, это вопрос того, как организовать жизнь детей и при этом успевать строить карьеру. Хорошим решением может стать помощь бабушек и дедушек или помощь надежной няни, которая будет с семьей на протяжении длительного срока. Кому-то из женщин в моем исследовании помогали сестры. Каждый случай индивидуален, и я еще раз подчеркиваю важность освобождения (ментального, — прим. переводчика) себя от ожиданий общества для того, чтобы найти индивидуальное решение. При этом в моем исследовании были и женщины, которые четко говорили, что никогда и не искали баланса между карьерой и личной жизнью, и что они полностью сфокусировали свою энергию и время на карьере.

-Мы видим, что некоторые женщины боятся, что материнство разрушит их карьеру, но при этом они хотят стать матерью и окунуться в эту часть человеческой жизни. Это приводит к внутреннему конфликту. Сталкивались ли вы с этим в вашем исследовании, и как успешные женщины преодолевали этот внутренний конфликт?

Внутренний конфликт подобного рода чаще всего встречался у женщин в Германии. Лишь немногие российские женщины отмечали его. При этом ни одна из китаянок не упомянула об этом, потому что в китайском обществе социально одобряемое общественное ожидание — это наличие одного или двух детей (с тех пор как наличие двоих детей было разрешено правительством) и активной профессиональной жизни. Японским же женщинам пришлось сознательно освобождать себя от этого внутреннего конфликта, потому что общественные ожидания очень сильны в Японии.

Если молодые женщины сталкиваются с таким внутренним конфликтом, я бы советовала им как можно скорее найти своего ментора (психолога, коуча) и обсудить эти вопросы. И, конечно, необходимо пройти через стадию рефлексии, чтобы решить этот вопрос. Никто не сможет решить его за нее.

 
Женщинам, и особенно матерям, абсолютно необходимо научиться двум вещам: делегировать и пользоваться квалифицированной помощью

Были ли в вашем исследовании женщины, которые успевали бы все: и быть вовлеченными матерями и строить отличную карьеру?

— 80% из женщин-руководителей в моем исследовании — матери. Вопрос в том, что означает вовлеченная мать. Конечно, эти женщины не равномерно распределяют свое время, а проводят больше времени за работой. Вопрос в том, как мы об этом судим. Я считаю, что у них очень хорошо образованные и счастливые дети, потому что женщины нашли решения, как эффективно управлять уходом и образованием детей. Вот лишь несколько использованных ими вариантов:

  • Бабушки и дедушки 

  • Няни 

  • Неработающие мужья

  • Другие члены семьи 

  • Системы ухода за детьми или школы полного дня

— Нужна ли работающим матерям особая поддержка, коучинг и менторинг? 

— Да, конечно. Во-первых, ментор-коуч может помочь женщине четко расставить приоритеты в жизни и карьере. А затем он сможет поддержать ее на выбранном пути. Я знаю множество случаев, когда женщины добивались значительных успехов именно потому, что на сложном и переломном этапе их жизни у них была поддержка ментора или коуча. При этом женщины, с которыми я беседовала в рамках моего исследования отмечали, что неформальный менторинг работал намного лучше, чем формально назначенный компанией ментор. Поэтому я считаю, что менторинг и коучинг действительно могут помочь работающим женщинам и обратиться к нему также естественно, как занятия спортом или поход в салон красоты. Результаты говорят сами за себя. Женщинам, и особенно матерям, абсолютно необходимо научиться двум вещам: делегировать и пользоваться квалифицированной помощью.

 

— Как вы думаете, какие инструменты могут помочь реинтегрировать женщин в рабочую жизнь после появления детей? Гибкий рабочий график, работа на неполный день, удаленная работа из дома, программа постепенного выхода на работу после отпуска по уходу за ребенком?

— Я думаю, микс всего вышеуказанного. К сожалению, далеко не все страны и компании могут предложить женщине подобное. Тем не менее, пандемия COVID-19 показала, что удаленная работа из дома может быть эффективной. И, я надеюсь, это окажет позитивное влияние на женщин в будущем. С другой стороны, это создает почву для ролевого конфликта для женщины в будущем, если женщина не определилась четко, чего она хочет. То есть, если женщина хочет стать СЕО, она должна иметь четкий фокус. То же самое относится и к мужчинам. Женщине необходимо организовать своих детей и семейную жизнь, и это требует дополнительной помощи (и финансовой, в том числе), чтобы освободить себя от двойной нагрузки на 100%.

— Что на ваш взгляд, является конкурентным преимуществом работающих матерей? Считаете ли вы, что материнство способствует развитию soft-skills, которые затем можно с успехом применять на работе? 

— Да, женщины, которых я интервьюировала в рамках исследования, четко говорили, что материнство помогло им в развитии лидерских компетенций. Оно научило их быть более терпимыми, слушать и понимать интересы и проблемы людей.

 
Человек не может получить все и сразу — ни мужчина ни женщина

— На ваш взгляд, что каждая женщина может сделать для себя и других, чтобы улучшить ситуацию?

— Я советую женщинам почаще работать с квалифицированным наставником-тренером, чтобы обсудить вопросы построения карьеры на разных этапах своей жизни. Делайте это рано, в молодом возрасте и учитесь из опыта других женщин. Освободите себя от суждений других людей и от общественных ожиданий. Найдите свой путь и доверяйте своему окончательному решению. Это не всегда легко, но огромное количество женщин по всему миру смогли это сделать, а значит, сможете и вы.

Сделайте свой выбор и найдите свой баланс. Человек не может получить все и сразу — ни мужчина, ни женщина. Примите свое решение осознанно. И, если вы действительно хотите сделать высококлассную карьеру и при этом быть мамой, мы найдем способы это осуществить. Найдите себе подходящую поддержку.

— Как вы думаете, что мы можем сделать для улучшения ситуации на уровне общества? Ну уровне страны? 

 

— На политическом уровне странам нужны концепции для продвижения гендерного равенства на всех уровнях и во всех отношениях, причем очень важно включать мужчин в это движение. Законы о равенстве, существующие во всех странах, такие как равная оплата труда и правила приема на работу, должны быть отлаженными и более последовательными. Система образования и ухода за детьми должна работать идеально и соответствовать потребностям работающих женщин. Опрашиваемые женщины упомянули практики дошкольного образования СССР и бывшей Восточной Германии в качестве лучшего примера. В Китае о маленьких детях заботится семейная система, а не о государство.

На корпоративном уровне нам необходимо пересмотреть культуру рабочих часов и намного больше вкладывать в развитие удаленной работы. Недавняя пандемия вынуждает компании во всем мире пробовать работу из дома. И хотя изначально это затевалось не для поддержки женщин, эффект может быть положительным для женщин в долгосрочной перспективе. Мы проанализируем это через 2-3 года.

И в конце концов, женщины должны поддерживать других женщин, независимо от того выбора, который сделали другие женщины. Без осуждения. Иногда женщины являются заклятыми врагами других женщин. Иногда они очень поддерживают друг друга.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+