«Гордиться делами, а не деньгами»: как Любна Олаян стала самой влиятельной женщиной Саудовской Аравии
«Гордиться своими делами»
Любна Олаян родилась в 1955 году в семье одного из самых богатых людей Саудовской Аравии — Сулеймана Олаяна. Он занимался транспортировками топлива и инвестициями в нью-йоркские и лондонские финансовые рынки и основал General Contracting Company, позднее ставшую основой для семейной Olayan Group. Уже к 1983 году общая стоимость компании оценивалась в $2 млрд.
«Родители делали все, чтобы мы [дети] не выросли высокомерными. Человек должен гордиться своими делами, а не деньгами. Богатство не свалилось на моего отца в одночасье», — вспоминает Любна. Во многом благодаря отцу и его заработку будущей предпринимательнице удалось получить качественное высшее образование — степень бакалавра по агрокультуре в Корнельском университете и степень магистра по деловому администрированию в Индианском университете в Блумингтоне. Впрочем, чтобы воспользоваться этой возможностью, ей пришлось проявить упорство и энтузиазм — во время учебы в бейрутской школе Любна успешно прошла стажировки в США, которые и открыли ей путь в американские высшие учебные заведения.
Получив образование в американских вузах, Любна начала строить собственную карьеру. В 24 года она устроилась финансовым аналитиком в J.P. Morgan, а в 1983 году Олаян вернулась в Саудовскую Аравию, чтобы получить работу в местном банке. Узнав о планах дочери, Сулейман Олаян предложил ей должность своего помощника в Olayan Financing Group — этот пост освободился незадолго до ее возвращения на родину.
- «Катар разбил «стеклянный потолок»: директор Института кино в Дохе о том, как меняется положение арабских женщин
- Как эмиратские женщины запускают спутники и готовятся лететь в космос
- Дело тонкое: как менялись взгляды на положение женщин на Ближнем Востоке
В 1986 году Любна Олаян получила должность генерального директора и заместителя председателя правления в Olayan Financing Group и занимала ее до 2000 года. Она сотрудничала с такими крупными международными компаниями, как Xerox, Kimberly Clark, Colgate и Palmolive, помогая им выходить на арабский рынок. В середине 1990-х компания начала развивать в регионе франшизу Burger King, открыв более чем 400 точек питания в странах Ближнего Востока и Северной Африки и закрепив над ними собственное управление.
В 2000 году Olayan Financing Company была реорганизована в Olayan Group, в которой Любна сохранила за собой посты гендиректора и заместителя председателя правления. В 2002 году после смерти Сулеймана Олаяна посты были перераспределены между его наследниками, председателем правления стал его сын Халед. Сейчас Любна Олаян — председатель совета директоров Olayan Financing Company — теперь это подразделение, владеющее и управляющее всеми предприятиями и инвестициями Olayan Group в Саудовской Аравии и на Ближнем Востоке.
Борьба с гендерным неравенством в бизнесе
Только-только став сотрудницей отцовской фирмы, Любна столкнулась с рядом сложностей. Она была единственной женщиной в компании — и одной из немногих в стране, кто смог полноценно заниматься бизнесом. В те годы единственным местом, где женщины могли работать вместе с мужчинами, были больницы — и этот факт сказывался даже на условиях работы: ни в офисе, ни на заводах, которые посещала Любна, не было даже женских туалетов.
Любна предпринимала попытки убедить отца нанять больше женщин: «Как наше общество может развиваться, если его половине не дают возможности вносить свой вклад в прогресс?». Она обсуждала это и с коллегами-мужчинами, и с политиками, с которыми познакомилась благодаря карьерному росту. Олаян вспоминает, что на словах многие ее искренне поддерживали — у них были жены и дочери, которые хотели работать, — но пойти против традиций не решались.
Вторая женщина в компании Олаян появилась только в 2001 году. Ею стала Ханна Аль-Саид, чьей задачей было увеличить число сотрудниц. Вскоре на принадлежащую Olayan Group фабрику по производству одноразовых медицинских халатов были наняты 40 женщин, затем сотрудницы появились в офисах компании, где работали и в отдельных коллективах, и вместе с мужчинами. С 2001 года число сотрудниц Olayan Group выросло до нескольких сотен, еще больше были наняты на заводы и фабрики, с которыми сотрудничает компания.
Факт найма женщин в компании не афишировали, чтобы не провоцировать конфликты. Для Саудовской Аравии, где женщинам только в 2018 году разрешили водить автомобиль, а в 2019 году — путешествовать без сопровождения мужчины, действия Любны были чем-то, что подрывает устои. Перед приемом на работу каждая женщина должна была предоставить согласие от супруга или родственника мужского пола. Чтобы сделать рабочие условия для сотрудниц более комфортными, Любна учредила Olayan Women Network — дочернюю организацию, которая «отслеживает трудности, с которыми сталкиваются женщины» в Olayan Group, и помогает им развивать профессиональные компетенции.
Любна Олаян не только нанимала женщин в свою компанию, но и добивалась, чтобы так же поступали компании, с которыми сотрудничала Olayan Group — например, местное подразделение Coca-Cola Bottling Company. Его директор Асадулла Шерази неохотно принимал женщин на работу (его беспокоила не только легальность присутствия сотрудниц, но и необходимость создания помещений «исключительно для женщин» — молитвенных комнат, цехов), однако в течение трех лет он все же нанял более 30 сотрудниц.
Впрочем, сама Олаян научилась находить в ограничениях положительные моменты. Например, невозможность самой сесть за руль стало для нее облегчением: «Все приезжали ко мне. Время стало моим главнейшим активом».
«В саудовском обществе женщины очень уважаемы. С этим у меня никогда не было проблем», — утверждает Олаян.
Банки и благотворительность
Карьера Любны Олаян не ограничивалась управлением отцовской компанией. В 2004 году она была избрана вице-председателем Saudi Hollandi Bank, а позже получила место в его совете директоров. В 2014 году она стала заместителем председателя Alawwal Bank, одного из крупнейших банков Саудовской Аравии. С 2018 года идут переговоры о слиянии Alawwal Bank и Saudi British Bank — когда оно состоится, новый банк (его капитализация, как ожидается, составит $17,2 млрд) также возглавит Любна Олаян. Решение о ее назначении было одной из мер по модернизации страны, анонсированной наследным принцем Мохаммедом ибн Салманом, однако Любну выбрали не за то, что она женщина, а за то, что она хорошо управляет компаниями. «Даже большинство моих консервативно настроенных друзей и клиентов положительно отзываются о том, как Олаян удается управлять компаниями. Ее уважают главным образом за то, какая она личность, а не за то, что она первой что-либо сделала» — так говорит о ней CEO Saudi Hollandi Bank Бернд ван Линдер.
Олаян регулярно участвует в публичных мероприятиях. В 2004 году она выступила на нью-йоркском съезде Ассоциации арабских банкиров Северной Америки (основанной сестрой Любны Хутам Олаян), где произнесла программную речь: «Фундаментальные изменения — это ключ к нашему развитию, росту конкурентоспособности и шансов на то, чтобы занять законное место на мировом арене. Эти изменения состоят в улучшении систем образования, создании возможностей для трудоустройства наших юношей и девушек, а также в развитии сильного чувства вовлеченности и социальной ответственности». В 2005 году Олаян стала первой женщиной, выступившей на Экономическом форуме в Джидде. Она также регулярно выступает на Международном экономическом форуме в Давосе.
- Золотые руки: как Наталия Опалева построила добытчика золота GV Gold и привела его к IPO
- Идеальная наследница: как Франсуаза Бетанкур-Майерс сохранила и приумножила семейный капитал
- Миллиарды в надежных руках: как женщины руководят крупнейшими фондовыми биржами
В 2005 году предпринимательница Любна Олаян попала в список самых влиятельных персон года по версии Time, а в 2018-м — в список самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. По данным издания Fortune, в 2016 году доходы Olayan Financing Company составляли минимум $7 млрд. Arab Business оценивает состояние наследников Сулеймана Олаяна в $6,9 млрд.
Любна Олаян совмещает бизнес с филантропическими проектами. В 2005 году она стала членом попечительского совета Down Syndrome Charitable Association — благотворительной организации из Эр-Рияда, помогающей людям с синдромом Дауна. Работает в совете консультантов при университете Эффата, частном образовательном учреждении для девушек в Джидде, и входит в состав руководителей Alfanar — организации, которая в том числе помогает женщинам и развивает образовательные проекты.
Благодаря ее поддержке и упорству доля работающих женщин в Саудовской Аравии выросла с 17% в 2001 году до 23% в 2021-м. Сама она говорит об этом так: «Я не радикальная феминистка и не сторонница искусственного навязывания женщинам их роли. Я поддерживаю систему, в которой возможности гендерно нейтральны, настоящей меритократии, в которой подходящий человек занимает подходящее ему положение по разумной причине, независимо от его гендера».
От Ангелы Меркель до Эльвиры Набиуллиной: самые влиятельные женщины 2020 года
От Ангелы Меркель до Эльвиры Набиуллиной: самые влиятельные женщины 2020 года