К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Катар разбил «стеклянный потолок»: директор Института кино в Дохе о том, как меняется положение арабских женщин

Фото Antony Jones / Getty Images
Фото Antony Jones / Getty Images
Фатма Хассан Аль-Ремайхи, возглавляющая Институт кино в Дохе, входит в список самых влиятельных женщин киноиндустрии по версии Variety. Forbes Woman поговорил с ней о «новой волне» арабского кино и роли женщин в его развитии

Во время XXIV Петербургского международного экономического форума официальная делегация Катара организовала деловую площадку Doha Hall, в рамках которой состоялся кинофестиваль Qatar Film Days. На нем были показаны лучшие игровые и документальные фильмы региона, включая фильмы — номинанты на «Оскар», лауреаты фестивалей в Каннах, Торонто, и Венеции. Все они на разных этапах производства были поддержаны Институтом кино в Дохе (Doha Film Institute). Forbes Woman поговорил с его директором Фатмой Хассан Аль-Ремайхи о роли женщин в развитии Катара и арабского кинематографа.

— В этом году, несмотря на все трудности пандемии, Катар подготовил масштабную культурную программу на ПМЭФ. Почему для Института кино в Дохе, который вы возглавляете, важно знакомить с катарскими фильмами российскую публику?

— ПМЭФ-2021 проводится в очень важное время, когда все более актуально укрепление позитивного диалога между культурами и сообществами. Более года мир вынужден был существовать в виртуальном режиме с минимальным социальным взаимодействием, потому что нашим приоритетом была борьба с пандемией. По мере того как мы вступаем в новую реальность, становится важным восстановить личные связи и укрепить ткань искусства и культуры, объединяющую людей. Qatar Film Days Festival (Фестиваль «Катарские дни кино») стал платформой для содержательного культурного диалога, который вдохновляет и укрепляет связи между странами.

 

Для нас взаимодействие с российской аудиторией через кино не новость. Подобный опыт уже был: в 2018 году мы демонстрировали российские и катарские фильмы в обеих странах в рамках перекрестного Года культуры России и Катара, приглашали известных российских режиссеров, таких как Александр Сокуров и Андрей Звягинцев, в качестве почетных спикеров на наш ежегодный киноинкубатор в Кумре. Мы считаем, что таким образом способствуем более глубокому пониманию культурной самобытности Катара и арабского региона в целом и знакомим с нашими историями более широкую аудиторию.

В этом году на фестивале мы представили 14 фильмов, которые на разных этапах производства поддерживаются Институтом кино в Дохе. Не могу выделить какой-то один фильм из программы — каждый по-своему особенный. Например, действие фильма открытия Gaza Mon Amour («Газа, любовь моя», режиссеры Тарзан и Араб Нассер, фильм стал победителем премии NETPAC за лучший азиатский фильм на международном кинофестивале в Торонто, а также был выдвинут на «Оскар» от Палестины. — Forbes Woman) происходит в Палестине, об этом регионе сегодня много говорят в новостях из-за ужасного насилия, которое совершается над людьми. Фильм закрытия Notturno («Ночное», режиссер Джанфранко Рози, фильм стал трехкратным лауреатом Венецианского кинофестиваля в 2020 году. — Forbes Woman) рассказывает истории людей, живущих вблизи боевых зон на Ближнем Востоке, — это тема, которую тоже важно обсудить сегодня. Программа «Сделано в Катаре» показывает культуру нашей страны глазами молодых талантов, что способствует взаимопониманию и солидарности.

 

— Вы директор Института кино в Дохе и отвечаете за тенденции в киноиндустрии вашей страны. Сталкиваетесь ли вы на этом посту с какими-либо трудностями, будучи женщиной? 

В арабском мире, откуда я родом, мы стремимся разрушить внешние стереотипы и заблуждения о силе и возможностях женщин, а также их влиянии и роли в построении нации. Общество в Катаре переживает значительные изменения, связанные с пониманием важности женской точки зрения. Нам повезло, что у нас есть нация и руководство, которые поддерживают нас на нашем пути. Мы можем сами создавать возможности для развития и на равных участвовать в формировании будущего нашего мира.

Я говорю это потому, что Катар по всем параметрам уже давно разбил так называемый стеклянный потолок. Наши показатели развития — по количеству женщин на руководящих должностях, уровню их образования, участию в предпринимательстве — лидируют в регионе.

 
Женщины являются движущей силой нашего общества не только в кино, но и во всех сферах жизни

Воспитанные дальновидным руководством женщины на протяжении многих поколений были в авангарде этих изменений. Мы благодарны им за создание инклюзивной среды, в которой женщины процветают как ценные и уважаемые граждане, гарантируя, что мы как нация уверенно движемся вперед. Наиболее значительные изменения, происходящие в арабском мире для развития женщин, происходят благодаря женщинам.

Variety International назвал вас одной из самых влиятельных женщин в индустрии. В вашей стране много женщин, которые имеют большое влияние на кино, культуру, образование и другие сферы, или ваш пример скорее исключение?

— Для меня как для женщины большая честь представлять свою страну в отчете Variety International, в котором выделяются лидеры отрасли, формирующие глобальную развлекательную среду. Это доказывает, что мы как нация достигаем нашей цели по созданию динамичной киноиндустрии, которая привлекает внимание всего мира, и для меня большая честь рассказать мировой аудитории о центральной роли женщин в катарском обществе.

Женщины являются движущей силой нашего общества не только в кино, но и во всех сферах жизни. С тех пор как Катар открыл первую школу для девочек еще в 1955 году, мировоззрение, возможности и перспективы женщин в стране значительно изменились. Мы не позволяем никому обесценивать наш опыт или умалять наши голоса. Катар добился впечатляющих успехов в расширении прав и возможностей женщин. Нам были предоставлены равные возможности — от образования до влиятельных должностей в правительстве и бизнесе. Сегодня более 42% катарских женщин работают. Это движущая сила нашего общества, благодаря которой оно уверенно движется вперед, даже если мы выполняем несколько ролей — в бизнесе, в наших общинах и дома.

Нам повезло, что мы живем в то время, когда у нас есть прекрасные примеры уверенных в себе арабских женщин, стоящих во главе изменений в различных отраслях. В частности, дальновидные лидеры, такие как Ее Высочество шейха Моза бинт Насер и шейха Аль-Маясса, которые произвели революцию в восприятии арабских женщин на глобальной арене.

 

— Мы мало знаем о кино Катара, не могли бы вы рассказать, какие основные тенденции и имена могут его охарактеризовать?

— Катар зарекомендовал себя как прогрессивная и все более восприимчивая к новым идеям нация. Мы исследуем возможности кинематографа как инструмента, с помощью которого сможем рассказывать свои истории. Катарское сообщество обладает огромным потенциалом для развития сфер кино и театра, что делает Доху естественной локацией для проведения уникальных кинематографических мероприятий.

Мы считаем, что эволюция киноиндустрии — это органический процесс, требующий массового подхода. Катарская киноиндустрия все еще находится в зачаточном состоянии. Поэтому Институт кино в Дохе (DFI) с помощью различных инициатив создает массовое движение в области кино, которое в ближайшие годы наберет силу.

Мы создаем оригинальный контент, который будет способствовать дальнейшему развитию местных творческих индустрий и продвигать наши таланты на мировом уровне. Мы ежегодно обучаем более 150 катарцев (всего 1150 человек на сегодняшний день) по широкому спектру программ мирового уровня. Мы поддержали более 65 фильмов катарских кинематографистов. Фильмы катарских кинематографистов посетили более 60 фестивалей на четырех континентах, включая фестиваль в рамках ПМЭФ.

 

То есть DFI — это экосистема, которая охватывает программы финансирования, развития и просмотра и служит платформой для всесторонней поддержки катарских талантов. Посредством наших национальных и международных инициатив мы укрепляем позиции Катара как глобального культурного центра и творческого хаба. Мы поддерживаем местную киноиндустрию и демонстрируем роль Катара в расширении прав и возможностей нового поколения профессионалов кино.

Каковы основные цели Института кино в Дохе?

— Это независимая некоммерческая организация, основанная в 2010 году шейхой Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль Тани для развития местных творческих сообществ и для того, чтобы рассказывать миру истории о Катаре и регионе.

Сегодня, в золотой век арабского кино, Институт поддерживает новые голоса в индустрии: мы хотим услышать больше разнообразных точек зрения, поощряем межкультурный обмен и диалог. Мы всегда рассматривали фильмы не только с точки зрения развлечения, но и как средство, которое может вызвать позитивные социальные изменения, рассказывая убедительные истории о надежде и расширении прав и возможностей.

 

На сегодняшний день мы поддержали более 540 кинематографистов из 70 стран. Теперь мы признаны на международном уровне как организация, добившаяся беспрецедентных результатов в развитии и финансировании арабского кино. Для всех нас это огромное достижение.

— Много ли женщин в катарском кино?

— Арабские женщины всегда были очень активны и выступали в авангарде культуры. Все арабские женщины, которых я встречала, имели очень сильный характер. Я могу с гордостью заявить, что Катар и арабский регион в целом имеют больше женщин в кинопроизводстве, чем большинство признанных мировых центров кино: 26% независимых режиссеров в арабском регионе — женщины (по сравнению с 4% на Западе и 9% в Америке).

В Катаре почти 60% молодых кинематографистов — женщины, которые бросили вызов тому, как воспринимается и изображается арабский мир за рубежом. В нашей программе «Сделано в Катаре» на Qatar Film Days из восьми короткометражек четыре созданы женщинами-режиссерами.

 

Истории молодых уверенных в себе женщин из Катара теперь достигают мировой аудитории благодаря таким фильмам, как «Под ее кожей» Мерием Месрауа, выбранный для участия в официальном конкурсе в Венеции в прошлом году (фильм стал участником программы «Венецианские горизонты». — Forbes Woman), и «Шхаб» Амаль Муфта, который был показан на более чем 55 мировых фестивалях и получил восемь международных наград.

Образ женщины с Ближнего Востока полностью искажен во всем мире. Арабским женщинам необходимо взять инициативу в свои руки и рассказать о себе от первого лица

Выгода от вовлечения большего числа женщин в киноиндустрию не только в увеличении разнообразия взглядов, но и в энергии, которая способствует росту индустрии, формированию справедливой и продуктивной среды для всех. Я не думаю, что женщины должны уклоняться от того, чтобы быть женщинами, им есть чем гордиться, будь то режиссеры, корпоративные лидеры или матери. Наш пол не должен определять наши сильные стороны, возможности или ограничения. Но пока этого еще не удалось добиться. Нам необходимо побудить больше женщин сделать шаг вперед, чтобы реализовать свои амбиции и рассказать свои истории. У нас действительно есть возможность открыть нашим детям другой мир, представив тех, кто чувствует, что у них нет голоса.

— Положение женщин, гендерное равенство — одна из важнейших тем современного кино США и Европы. Освещают ли эту тему катарские (и вообще арабские) режиссеры, и если да, то под каким углом? 

— В качестве генерального директора Института кино в Дохе я общалась с лучшими представителями мирового кинематографа. И видела, насколько энергичны и смелы женщины-режиссеры в арабском мире и за его пределами. Хотя женщины составляют более половины населения мира, женщины-лидеры по-прежнему крайне мало представлены в мировой киноиндустрии. Это создает пробел в нашем понимании человеческого опыта, поскольку односторонний рассказ никогда не даст вам полной картины.

 

Образ женщины с Ближнего Востока полностью искажен во всем мире. Арабским женщинам необходимо взять инициативу в свои руки и рассказать о себе от первого лица — именно таким образом могут произойти положительные изменения.

Поскольку мировые рынки стремятся к гендерному равенству, Катар и арабский мир продолжают воспитывать сильных женщин-кинематографистов, верящих в силу своего голоса. Режиссеры из нашего региона, мужчины и женщины, верят, что кино может заставить задуматься и пролить свет на реальные проблемы и важные, интересные темы. Сейчас захватывающее время, когда у нас есть уникальная возможность изменить правила игры и создать условия, при которых мир можно было бы увидеть сквозь призму женского взгляда.

— Каков образ женщины, представленный в арабских фильмах, и как он изменился по сравнению с тем, что было 20 лет назад?

— Хотелось бы верить, что во всем мире покончено с объективацией женских персонажей, однако, к сожалению, очевидно, что мы еще не добились этого. Многие женские персонажи продолжают рассматриваться через призму устоявшихся клише.

 

В арабском мире наблюдается новая захватывающая волна кинопроизводства, и мы рады, что эти изменения возглавляют женщины. Это помогло изменить представление о женских персонажах. Тот факт, что фильмы арабских женщин-режиссеров признаны во всем мире, это только подтверждает.

Наталья Меркулова, Оксана Карас, Анна Пармас: женщины, которые снимают кино в России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+