Дело тонкое: как менялись взгляды на положение женщин на Ближнем Востоке
Положение женщин в Арабском мире со стороны кажется очень тяжелым и практически одинаковым во всем регионе. На самом деле, арабские страны сильно отличаются друг от друга, и многие из них существенно меняются, в том числе и в вопросе положения женщин. Например, в Ливане – наиболее прогрессивной стране региона – рождаемость такая же, как в России (1,72 ребенка на одну женщину), а в консервативной Саудовской Аравии — 2,09, то есть на уровне, необходимом для воспроизводства населения. Даже в Йемене, где положение женщин, согласно данным ООН, хуже всего в мире, этот показатель составляет 3,63, а не 7-8, как 30 лет назад.
Когда женщине не нужно рожать и воспитывать семерых детей, ее жизнь принципиально меняется, появляются возможности учиться и выходить на работу, а самостоятельный заработок, как свидетельствуют многие теоретики феминизма, – главное условие эмансипации. Эти перемены отражаются в ценностях людей, которые исследуют с помощью международных массовых опросов (например, этим занимаются проекты Арабский барометр и Всемирное исследование ценностей).
Есть арабские страны, где положение женщин было очень уязвимым на протяжении всего XX века, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании, Северном Йемене и Судане. Еще в 2000-х годах некоторые экзотические законы этих стран продолжали удивлять. Например, в Саудовской Аравии женщины не могли голосовать, водить машину, появляться на публике без сопровождения, самостоятельно распоряжаться имуществом. Но в последние годы в этой стране, также как в Кувейте, Катаре и Арабских эмиратах, нефтяное богатство начинает менять ценности в сторону большей свободы. Это происходит в связи со сменой поколений: молодые люди имеют возможность получать хорошее образование — в том числе, за рубежом, путешествовать и расширять свои представления о том, что допустимо и нормально.
Но многие арабские страны не всегда были такими патриархатными, как сейчас. В некоторых из них женщины в 50 — 60-х годах были намного свободнее, чем их внучки сегодня, как можно увидеть, например, в образовательном проекте 100 years of beauty. В постколониальный период 1950-х – 1960-х годов религия ушла на второй план: освободительные движения против европейских колонизаторов были светскими, и многие из них поддерживались Советским Союзом. У женщин было больше возможностей для самовыражения, кроме того, некоторые арабские страны проводили политику эмансипации на государственном уровне, например, Тунис, Алжир, Ирак, Египет и Южный Йемен. В этих странах было обязательное школьное образование для девочек, женщин поощряли выходить на работу. Интересно, что даже сейчас люди, чья молодость пришлась на эти годы, демонстрируют самые свободные взгляды на отношения полов.
Примером может служить уже упомянутый Йемен: с 1967 по 1990 год он был разделен на две части – Южный и Северный Йемен, которые находились в разных идеологических сферах влияния: социалистической (первый получал поддержку СССР) и консервативной (второй поддерживался Западными странами и монархиями Персидского залива). В южной части женщины получили равные права с мужчинами, возможность работать. Был введен запрет на вступление в браки несовершеннолетних и браки по принуждению. После распада СССР ценности стали смещаться в консервативную сторону, однако жители Южного Йемена, рожденные в 1940-1960-е годы, демонстрируют более прогрессивные взгляды на гендерный вопрос, чем их ровесники из Северного Йемена, и даже чем современная молодежь в обеих частях страны.
В 1980-е годы в силу политических причин — усиления исламизма, разочарования в западном образе жизни и ослабления советского влияния – нравы стали меняться. Сказался и нефтяной бум 1970-х годов, который предоставил консервативным странам — Саудовской Аравии, Бахрейну, Кувейту, Оману, Катару и ОАЭ — средства для того, чтобы продвигать свою идеологию в арабском мире.
В некоторых мусульманских неарабских обществах, например, в Афганистане и Иране, женщины были поражены в правах до такой степени, что стало сложно получить образование, не говоря о том, чтобы выйти на улицу без головного убора. В тех арабских странах, которые прошли через гражданские войны, проблемы неравноправия стали намного острее (например, в Ираке или Сирии), как всегда происходит в опасные времена.
Получается, что политика по обеспечению большего равноправия полов приводит к быстрому изменению взглядов людей, особенно молодых, причем это работает даже в самых консервативных обществах. Те люди, которые застали свободные времена в годы своей молодости, сохраняют более эгалитарные взгляды на всю жизнь, даже если политическая ситуация кардинально меняется. Другим важным фактором, который воздействует на поддержку равноправия, остается стабильность и финансовое благополучие. Войны и опасности ставят на первый план ценности выживания, а более тонкие вопросы отбрасывают на задний план. Богатство же меняет даже самые консервативные общества, и на смену поколениям жестких и авторитарных людей приходят их дети, намного более образованные и поддерживающие равенство.