К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Миллиарды в надежных руках: как женщины руководят крупнейшими фондовыми биржами

Миллиарды в надежных руках: как женщины руководят крупнейшими фондовыми биржами
Чтобы попасть на Нью-Йоркскую фондовую биржу, одной из первых женщин-трейдеров Мюриэл Зиберт пришлось заплатить астрономическую по тем временам сумму — $450 000. Сегодня Стейси Каннингем — президент этой биржи. NASDAQ, Лондонской и Гонконгской фондовыми биржами также управляют женщины — рассказываем о них в этой подборке

18 января стало известно, что парижскую биржу Euronext впервые в истории возглавит женщина — Дельфина Д’Амарзи. С одной стороны, это существенный шаг вперед (чуть более полувека назад женщинам было запрещено даже появляться в здании Парижской биржи, единственное исключение — экскурсия). С другой — таких шагов должно быть больше, поскольку женщины все еще составляют меньшинство на фондовых рынках. По данным McKinsey, причина — барьеры на начальных уровнях карьеры (более позднее первое повышение), необходимость совмещать работу с уходом за детьми (который по-прежнему считается женской прерогативой), а также нехватка ролевых моделей. «Я думаю, женщины смотрят на отрасль в целом, правления компаний, топ-менеджмент и менеджмент, ища людей, похожих на них, чтобы понять, могут ли они сами добиться успеха на этих должностях», — считает финансовый директор JPMorgan Chase Марианна Лейк.

Впрочем, как раз ролевых моделей в последнее время появляется все больше: женщины управляют крупнейшими фондовыми биржами в мире. Стейси Каннингем и Адена Фридман возглавляют соответственно NYSE и NASDAQ, совокупная капитализация которых составляет $38 трлн. Симоне Хаус ин т’Фелд и Изабель Уча управляют региональными подразделениями Euronext. CEO Лондонской фондовой биржи в марте станет Джулия Хоггетт — кстати, первая открытая лесбиянка на этом посту. А совет директоров Йоханнесбургской фондовой биржи, крупнейшей в Африке, на 72% состоит из женщин. Рассказываем о них подробнее в этой подборке.

Нью-Йоркская фондовая биржа: Стейси Каннингем
Roy Rochlin·Getty Images

Нью-Йоркская фондовая биржа: Стейси Каннингем

В детстве Стейси Каннингем думала, что ее отец торговал носками — вместо слова stocks (ценные бумаги) ей слышалось socks. В 2018 году она стала президентом Нью-йоркской фондовой биржи.

Женщины впервые появились на NYSE в 1943 году — им разрешили работать клерками вместо ушедших на фронт мужчин. В 1967 году Мюриэл Зиберт стала первой женщиной-трейдером. Перед этим она несколько раз получала от биржи отказ и в конце концов была допущена с условием: за место необходимо заплатить $450 000 (мужчинам такие требования не предъявлялись). Зиберт пришлось занимать деньги у друзей. Она стала успешным трейдером, кредитовала начинающих предпринимательниц и боролась против дискриминации (например, добилась появления дамской уборной на этаже, где любила обедать). В 2016 году NYSE назвала ее именем конференц-зал.

В отличие от настойчивой Мюриэл Зиберт, Стейси Каннингем не планировала работать на бирже — отец просто предложил ей стажировку. Ей понравилось и по окончании учебы (Каннингем окончила Лихайский университет со степенью в области промышленной инженерии) устроилась трейдером. К тому времени женщины уже присутствовали в совете директоров NYSE, но все равно составляли меньшинство.

Через девять лет Каннингем разочаровалась в бирже, которая, на ее взгляд, недостаточно активно внедряла технологии. Она уволилась и пошла учиться кулинарии, даже проходила практику в ресторане. По ее словам, обстановка на кухне, как в торговом зале: хаос, агрессия и доминирование мужчин. В 2007 году Каннингем стала директором по рынкам капитала NASDAQ. В 2012 году вернулась на NYSE, в 2015-м была назначена главным операционным директором. В 2018 заняла должность президента Нью-йоркской фондовой биржи, став первой женщиной на этом посту.

По словам Джеффри Спричера, CEO и председателя совета директоров ICE (материнская компания NYSE с 2013 года), им нужен был кто-то с техническим бэкграундом, чтобы модернизировать биржу и развивать торговую платформу Pillar, — и Стейси Каннингем подошла идеально. Помимо этого, она внедряет на NYSE искусственный интеллект. например благодаря технологии машинной обработки естественного языка существенно сократилось время рассмотрения запросов командой комплаенс.

В марте 2020 году Каннингем приняла решение закрыть торговый зал биржи из-за распространения коронавируса (торги продолжились онлайн). В мае она открыла его, ограничив количество присутствующих трейдеров.

Любовь, вино и IPO. Зачем вице-президенту Московской биржи винодельня

NASDAQ: Адена Фридман
John Lamparski·Getty Images

NASDAQ: Адена Фридман

Адена Фридман пришла на NASDAQ в 1993 году сразу после окончания Университета Вандербильта. Она начала с должности бизнес-аналитика, но, по ее словам, всегда хотела развивать продукты для трейдинга. Ее первым успешным проектом стал перезапуск электронной торговой площадки PORTAL. Затем она внедряла технологические решения, необходимые для обработки растущего количества сделок.

В 2000 году (когда рухнул пузырь доткомов) Фридман заняла должность исполнительного вице-президента по корпоративной стратегии и информационным продуктам. На этом посту она сыграла важную роль в слияниях и поглощениях — приобретении INET (электронная торговая платформа), слиянии с OMX (шведский концерн, в состав которого входят несколько бирж) и последующем поглощении Филадельфийской и Бостонской фондовых бирж.

В 2011 году Фридман ушла в инвестиционную компанию Carlyle Group, где, будучи финансовым директором, участвовала в подготовке и проведении IPO — компания разместила свои акции на NASDAQ в 2012 году. В 2014 году Фридман вернулась на биржу. Она стала президентом и операционным директором NASDAQ, а в 2017 году — президентом и CEO.

В 2020 году две трети всех IPO в США прошли на NASDAQ, а прибыль биржи выросла на 73%.

В декабре 2020 года Фридман объявила о намерении потребовать от компаний, чьи акции торгуются на NASDAQ, раскрыть данные о представленности женщин на всех уровнях управления. Фридман считает, что в совете директоров должна быть минимум одна женщина и минимум один представитель какой-либо другой недопредставленной группы (например, ЛГБТ+) — в противном случае компания должна объяснить, почему это не так. Требование вступит в силу, если будет одобрено Комиссией по ценным бумагам. Фридман утверждает, что никаких санкций к компаниям, не соблюдающим гендерный баланс, применяться не будет — биржа попросит только предоставить отчет.

Отвечая на обвинения в нарушении принципов свободного рынка, она использует термин «кооперативный капитализм», под которым понимает ответственность и роль бизнеса в процветании всего общества. В качестве примера Фридман приводит действия компаний во время пандемии: «Примечательно, как предприятия объединяются, чтобы попытаться найти способ восстановить экономику. По мере того как мы продвигаемся вперед и заново открываем различные сектора экономики и разные штаты, бизнес должен сделать все возможное, чтобы объединить людей безопасным способом».

Лондонская фондовая биржа: Клара Ферс и Джулия Хоггетт
DR·Julia Hoggett

Лондонская фондовая биржа: Клара Ферс и Джулия Хоггетт

Джулия Хоггетт (на фото), которая приступит к исполнению обязанностей CEO Лондонской фондовой биржи весной, — не первая женщина на этом посту: с 2001 по 2009 годы биржу возглавляла Клара Ферс.

До этого Ферс была генеральным директором банка Credit Lyonnais Rouse, а еще раньше работала в UBS. В 1995 году она стала там управляющим директором, а в 1996 — глобальным руководителем отдела фьючерсов. Кроме того, в 1990-е она была независимым директором, председателем комитета и заместителем председателя LIFFE, первой в Великобритании биржи финансовых фьючерсов.

Придя на Лондонскую фондовую биржу, Ферс жестко отразила многочисленные попытки недружественных поглощений (со стороны немецкой Deutsche Börse, OMX, NASDAQ и других) и успешно осуществила слияние с Итальянской фондовой биржей — Borsa Italiana. В результате London Stock Exchange превратилась в London Stock Exchange Group и вошла в собственный индекс FTSE 100. А вот приобрести LIFFE, где она когда-то работала, Ферс так и не смогла, уступив сделку парижской Euronext.

Джулия Хоггетт придет в LSE из Управления финансового надзора, где она занимает должность директора департамента надзора за рынком. До этого она работала в ирландском DEPFA Bank, JP Morgan и Merrill Lynch. Когда в 2007 году Merrill Lynch начал размещать «зеленые» бонды, выпущенные Европейским инвестиционным банком, Хоггетт отвечала за развитие этого долгового инструмента на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки.

Заняв должность CEO Лондонской фондовой биржи, Хоггетт станет первой открытой лесбиянкой на этом посту. Неудивительно, что от нее ожидают инициатив, связанных с гендерным балансом и поддержкой ЛГБТ+. Такой опыт у нее уже есть: работая в DEPFA Bank, она собрала команду, в которой мужчины и женщины составляли по 50%, а также добилась пересмотра условий ДМС и возможности включить в семейный полис партнера независимо от пола.

Помощником министра здравоохранения США впервые станет трансгендерная женщина

Euronext
Getty Images

Euronext

18 января 2020 года стало известно, что парижское отделение европейской фондовой биржи Euronext возглавит Дельфин Д’Амарзи (на фото), до этого занимавшая пост заместителя генерального директора Orange Bank. Свою карьеру она начала в 1993 году в Генеральной инспекции финансов (французской межведомственной инспекционной службе). До 2015 года занимала различные государственные посты. С 2000 по 2003 год была генеральным секретарем Парижского клуба (неофициальной межправительственной организации государств-кредиторов). В 2008 году участвовала в разработке пакета антикризисных мер для Франции. Если ее кандидатура будет одобрена, в марте 2021 года она станет первой женщиной во главе Парижской фондовой биржи.

Парижская фондовая биржа была основана в 1724 году. С 1987 года биржа рассчитывает CAC 40 — крупнейший фондовый индекс Франции (в него входят такие компании, как, например, Airbus, BNP Paribas, Danone, L’Oréal, LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, Sanofi, TOTAL). В 2000 году объединилась с Амстердамской и Брюссельской биржами в Euronext Group. В настоящее время именно Франция вносит наибольший (до 49%) вклад в оборот группы, но ее может вытеснить Италия — Euronext Group обсуждает покупку у Лондонской фондовой биржи Borsa Italia (той самой, слияние которой в свое время провела Клара Ферс).

До 1967 года женщинам было запрещено появляться в здании Парижской биржи. Сейчас женщины составляют 32% сотрудников Euronext (без учета Borsa Italia). Д’Амарзи — не первая женщина среди высшего руководства Euronext. Euronext Amsterdam NV возглавляет Симоне Хаус ин т’Фелд, до этого занимавшая должность управляющего и операционного директора Deutsche Bank в Нидерландах. Euronext Lisbon управляет Изабель Уча, в свое время успевшая поработать в правительстве Португалии советником премьер-министра по экономическим вопросам.

Гонконгская фондовая биржа: Лора Ча
Getty Images

Гонконгская фондовая биржа: Лора Ча

Помимо поста председателя совета директоров Гонконгской фондовой биржи у Лоры Ча еще с десяток высоких должностей внутри Hong Kong Stock Exchange Group и за ее пределами. Она директор Всемирной федерации бирж, независимый директор Unilever PLC и банковской корпорации HSBC. Ранее была заместителем председателя Китайской комиссии по регулированию рынка ценных бумаг.

Несмотря на сложный год (не только из-за эпидемии коронавируса, но и из-за новой волны протестов), в августе Гонконгская биржа объявила о росте прибыли на 1%, чистая прибыль составила $674 млн. Этому способствовали в том числе вторичные размещения компаний, чьи акции уже торгуются на биржах материкового Китая. Не помешал даже срыв IPO Ant Group Джека Ма, обещавшего стать крупнейшим размещением акций в истории.

Первая женщина во главе Гонконга: как решить проблемы строптивого города?

Йоханнесбургская фондовая биржа
Foto24·Gallo Images·Getty Images·Нонкулулеко Ньембези

Йоханнесбургская фондовая биржа

Из 11 членов совета директоров Йоханнесбургской фондовой биржи 8 — женщины, включая CEO Лейлу Фури и независимого председателя Нонкулулеко Нямбези (на фото).

Лейла Фури была назначена генеральным директором Йоханнесбургской фондовой биржи в октябре 2019 года. До этого она занимала должность генерального директора Австралийской платежной сети (органа саморегулирования, в состав которого входят более сотни финансовых учреждений — банков, кредитных союзов, строительных кооперативов и других).

Фури вспоминает, что пять лет назад в своей докторской описывала влияние на мир некоего события, произошедшего в Китае, — правда, речь шла о «финансовой инфекции» (распространении рыночных возмущений), а теперь ей приходится справляться с последствиями коронавирусной. Фури выступает за интеграцию рынков Африки: сейчас они слишком малы, но объединившись, могут представлять больший интерес для инвесторов. А также за финансовую инклюзию, в том числе поддержку малого и среднего бизнеса.

Об этом говорит и Нонкулулеко Нямбези, занимающая пост независимого председателя совета директоров. Она одновременно является генеральным директором голландской горнодобывающей компании IchorCoal N.V. С 2008 по 2014 год она была исполнительным директором Arcelor Mittal в Южной Африке.

Для предприятий МСП биржа запустила отдельный листинг AltX. Нямбези отмечает, что из всех компаний, чьи акции торгуются на AltX, на основную торговую площадку переходит только четверть, но не потому, что остальные так и не достигают успеха, а потому, что их покупают более крупные компании.

Забудьте о дедлайнах и запаситесь терпением. Как вести бизнес в Африке

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+