Девичья фамилия: как паспортные данные связаны с гендерным равенством
Президент Чехии Милош Земан подписал закон, разрешающий чешским женщинам отказаться от использования суффикса «ова» в своих фамилиях. Ранее требование использовать этот суффикс распространялось даже на иностранок — например, книги писательницы Астрид Линдгрен выходили в Чехии под фамилией Линдгренова. Феминистки считали эту практику сексистской, поскольку суффикс «ова» как бы указывает на принадлежность женщины отцу или мужу и тем самым лишает ее субъектности.
Фамилия (как и имя) — важная часть идентичности человека. При этом в патрилинейной традиции фамилия женщины действительно указывает на ее принадлежность к роду отца или мужа. Эта принадлежность может ассоциироваться с угнетением, когда женщина поражена во многих правах (например, не может самостоятельно распоряжаться своим имуществом), а фамилия указывает на того, кто в данный момент является ее опекуном.
Однако фамилия — это еще и инструмент идентификации, необходимый для регулирования социально-правовых отношений. Поэтому даже в тех юрисдикциях, где фамилию можно свободно менять, это связано с бюрократическими процедурами. А в некоторых странах закон запрещает или, напротив, предписывает менять фамилию, не оставляя гражданам (чаще всего женщинам) выбора.
Патриархальные ценности
Еще в 1970-х в США замужняя женщина могла голосовать или открыть банковский счет только под фамилией мужа. Отказ менять фамилию при вступлении в брак был политическим жестом (одной из первых так поступила суфражистка Люси Стоун еще в 1855 году). Сейчас, полвека спустя, американки, вступая в брак, могут сохранить девичью фамилию, однако большинство (по данным 2015 года — 70%) берут фамилию мужа. В Великобритании в 2016 году этой практике следовали 90% женщин. Российские ЗАГСы не публикуют статистику о переменах фамилий в связи со вступлением в брак, но по данным опроса, который проводился Фондом «Общественное мнение» в 2008 году, в 85% семей жены брали фамилии мужей.
49% опрошенных ФОМом считали для женщины смену фамилии при вступлении в брак обязательной (противоположной точки зрения придерживались 27%). 14% объясняли это тем, что «так принято», 10% считали, что «у супругов все должно быть общее», 5% — что, выходя замуж, женщина входит в семью мужа, 3% — что женщина в семье должна занимать подчиненное положение, 2% — что мужу должно быть приятно. Некоторые даже были уверены, что таков закон. «[Чуть ли не] каждая замужняя женщина, не взявшая фамилию мужа, сталкивается с регулярным вопросом «почему» и соответствующими конспирологическими теориями: «наверное, сомневается», «не хочет одной судьбы», «не уважает семью мужа», «не хочет общих детей» и так далее», — комментирует партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Екатерина Тягай.
Любить нельзя расстаться: как социальная активность влияет на бракоразводный процесс
Впрочем, были и ответы, апеллирующие к удобству женщины: «чтобы не было проблем с фамилией детей», «можно на алименты подать», «чтобы потом не было проблем с наследством». В действительности для всех этих юридических процедур смена фамилии не требуется.
В 2019 году группа социологов из Университета Брэдфорда попыталась разобраться, какие причины для смены фамилии видят современные британки. Оказалось, что такие же: чаще всего это представления о том, что «в идеальной семье у супругов все общее», и о роли жены как занимающей подчиненное положение по отношению к мужу.
По данным исследования, которое в 2015 году провело издание The New York Times (оно сочетало опрос общественного мнения и анализ газетных объявлений о свадьбах за несколько десятилетий), женщина с большей вероятностью сохранит в браке девичью фамилию, если она выходит замуж относительно поздно, не религиозна, имеет детей от предыдущего брака, высокий доход, успешную карьеру или ученую степень. Кроме того, оказалось, что женщины, выходящие замуж по еврейскому обычаю, реже берут фамилию мужа, чем те, кто выходят замуж по римско-католическому обряду.
Кажется, что смена фамилии после замужества связана с гендерным неравенством (об этом прямо говорит соавтор исследования Брэдфордского университета профессор Саймон Данкан), в то время как отказ от смены свидетельствует об эмансипированности женщин, однако это не везде так. В Китае сохранение девичьей фамилии у некоторых, напротив, ассоциируется с патриархальной традицией, в которой женщина, выходя замуж, покидала свою семью, но и в семье мужа оставалась чужой и не могла претендовать на наследство.
Без фамилии или с двумя
В октябрьском номере журнала Artforum за 1970 год было опубликовано объявление: «Настоящим Джуди Чикаго отказывается от всех имен, наложенных на нее мужчинами, и сама выбирает себе имя». Примечательно, что для того, чтобы «отказаться от имен, наложенных мужчинами», художница должна была получить письменное согласие мужа. За три года до этого похожий акт совершила австрийская художница Вали ЭКСПОРТ (именно так — прописными буквами), урожденная Вальтрауд Ленер, позже Вальтрауд Хёллингер.
В некоторых странах женщина, взяв фамилию мужа, может сохранить и девичью в форме второго имени, — как это сделала Хиллари Родэм Клинтон. В испаноязычных странах стандартная практика — двойные фамилии супругов. Один из самых известных примеров — художник Пабло Руис, ставший известным под девичьей фамилией своей матери Пикассо. В Великобритании, по данным исследования 2015 года, 25% граждан в возрасте от 16 до 25 лет даже считают, что двойная фамилия облегчает поиск работы, поскольку выглядит солидно.
В России взять двойную фамилию тоже можно, но есть нюансы. «Если женщина, выходя замуж, хочет и сохранить свою фамилию, и присоединить к ней фамилию мужа, то просто сделать двойную фамилию она не может, — рассказывает Екатерина Тягай. — Закон предусматривает или возможность каждому супругу остаться при своей фамилии, или сделать одну общую, или двойную, но тоже общую (т. е. тогда и мужу нужно будет делать двойную фамилию)».
Отдельный вопрос — чью фамилию дать детям. Авторы упоминавшегося исследования Брэдфордского университета рассказывают о случаях, когда женщины, сохранившие после свадьбы девичью фамилию, сменили ее после рождения детей, чтобы уберечь их от возможных проблем, в том числе психологических. При этом исследование 2011 года показало, что несовпадение фамилий не оказывает негативного влияния на то, как дети ощущают себя в семье.
Респонденты ФОМ, судя по результатам опроса, также почти не рассматривают вариант, при котором дети получают фамилию жены, даже учитывая тот факт, что в случае развода дети, скорее всего, останутся с матерью, а не с давшим им фамилию отцом. «Юридически родство ребенка и родителя подтверждается в первую очередь свидетельством о рождении ребенка, где указываются ФИО родителей, а также соответствующей отметкой о детях в паспорте родителей, — объясняет Екатерина Тягай. — Но, во-первых, свидетельство о рождении постоянно с собой никто не носит. Во-вторых, хотя разные фамилии родителя (в частности, мамы) и ребенка формально не имеют значения, на практике везде, от поликлиники и школы до паспортного контроля в аэропорту, разные фамилии вызывают сомнение и повышенное внимание. А при вылете за границу именно из-за этого иногда начинают требовать разрешение второго родителя на путешествие с ребенком, хотя с правовой точки зрения такое разрешение не требуется независимо от фамилии».
Возможность выбора
Оппоненты чешских феминисток, боровшихся за отмену обязательного суффикса «ова», утверждали, что он работает как феминитив и просто маркирует гендер — при этом мужские чешские фамилии специально не маркируются. В русском языке женским фамилиям на «ова», «ева», «ина», «ская» соответствуют мужские на «ов», «ев», «ин», «ский», а нестандартные фамилии не изменяются по родам, однако и здесь возникает неожиданное ограничение. «Курьезную форму принимает позиция ЗАГСов относительно окончаний женских фамилий, в том числе при выходе замуж. С одной стороны, взять фамилию супруга можно, с другой, окончание должно быть определено строго по родовой принадлежности в рамках правил русского языка. То есть, выходя замуж за мужчину с фамилией Иванов, женщина должна стать именно Ивановой, а не Иванов, — рассказывает Екатерина Тягай. — Формально это в законодательстве не закреплено, но ЗАГСы на этом настаивают. Поэтому те, кого такие правила не устраивают, могут сменить фамилию не в связи с заключением брака, а просто в общем порядке, это законом не запрещено».
В ряде стран забота о гендерном равенстве вылилась в запрет менять девичью фамилию на фамилию мужа. Например, в канадской провинции Квебек осуществлять свои гражданские права можно только под фамилией, данной при рождении, — это касается даже женщин, вышедших замуж за границей. Исключение сделано для женщин, взявших фамилию мужа до 2 апреля 1981 года, когда был принят этот закон. В Греции похожий закон действует с 1983 года.
В Японии действует другая крайность: по закону у супругов должна быть одна фамилия на двоих. Формально это может быть как фамилия мужа, так и фамилия жены, но учитывая, что Япония довольно патриархальная страна, в 96% случаев заниматься сменой документов должна жена. Исключение может быть сделано для граждан, вступающих в брак с иностранцами.
Подавать чай боссу и быть хорошей женой: почему в Японии все так плохо с феминизмом
Некоторые пары из-за этого закона не регистрируют отношения, ведь если у обоих партнеров успешная карьера, обязательная смена фамилии может означать «социальную смерть». Есть даже практика «бумажных разводов» с целью вернуть прежнюю фамилию. Однако у незарегистрированных отношений есть и минусы — люди, не состоящие в официальном браке, лишены многих прав (не могут претендовать на наследство партнера или принимать от его имени решения о медицинском вмешательстве).
Возможность выбора — в конце концов, главное, за что борются феминистки. В Чехии им это удалось: новый закон позволяет женщинам выбирать, использовать в своей фамилии суффикс «ова» или нет, и за это уже подвергся критике: ведь для мужчин предусмотрен только один вариант.