Перинатальные потери: как говорить с родителями, потерявшими ребенка
У нас в обществе не принято говорить на тему перинатальных потерь (смерти ребенка до или в течение семи дней после родов), и люди, которые сталкиваются с этой проблемой, часто не обсуждают ее даже внутри семьи. Однако стигматизация такой болезненной темы вредит: она не дает информировать о проблеме тех, кто может с ней столкнуться, а также не позволяет лучше заботиться о профилактике рисков и вовремя обращаться за помощью.
Mail.ru Group вместе с сервисом Добро Mail.ru, экспертами и некоммерческими организациями запускают информационную кампанию #надопоговорить, к старту которой было проведено собственное исследование, состоящее из опроса почти 3000 жителей российских городов с населением более 100 000 человек и 17 фокусных интервью.
Чтобы раскрыть тему перинатальных потерь наиболее полно, нам было важно не только погрузиться в опыт переживших потерю родителей, но и понять, как эта непростая тема воспринимается их окружением, а главное — как вырабатывать язык для ее обсуждения.
Снимаем табу
Результаты показали, что более 50% опрошенных так или иначе сталкивались с перинатальной потерей: кто-то лично, а кто-то знает людей, перенесших утрату. При этом тема вызывает огромное сопротивление в обществе как у несостоявшихся родителей, так и у тех, кто их окружает. Больше четверти (28%) респондентов, не сталкивавшихся с горем, считают эту тему для себя неактуальной, а 12% сознательно избегают.
Но обсуждать эту ситуацию необходимо. Только грамотный диалог поможет:
- снять табу с этой темы;
- научиться разговаривать о проблеме, не раня других людей;
- пережить горе тем, кто с ним столкнулся, и предупредить тех, кто может столкнуться;
- узнать, куда можно обратиться за помощью;
- улучшить стандарты медицины для (будущих) родителей.
«Не справилась с предназначением»
Как же говорить на эту непростую тему корректно? Главное — не навредить и не попасть в ловушки негативных мифов и стереотипов. В особенности самого популярного из них — гендерного.
Исследование показало: многие говорят о том, что раз материнство — неотъемлемая функция женщины, то перинатальная потеря может восприниматься как ситуация, в которой именно она не справилась со своим «основным предназначением», «не самореализовалась».
Помимо ответственности за исход беременности, которую часто возлагают исключительно на женщину, встречаются суеверия и разные формы «магического мышления». Например, женщину, у которой было несколько выкидышей подряд, могут не приглашать в гости, где есть беременные или маленькие дети, потому что «что-то с ней не так», «как бы не сглазила».
Подобные высказывания обрушиваются на женщину чувством вины и ощущением собственной «неправильности». Она воспринимает все это как обвинение.
Как помочь: постарайтесь избегать фраз, которые могут ранить ваших близких или обесценить их боль: «Соберись, жизнь продолжается», «Родите еще»… Можно сказать: «Просто знай: я всегда рядом. Если захочешь, я здесь, я выслушаю» или спросить: «Могу ли я чем-то помочь?».
«Я виноват/а?»
Еще один болезненный миф связан с причинами потери ребенка. Многие убеждены: любую перинатальную потерю можно объяснить неправильным образом жизни или проблемами со здоровьем матери. Также люди считают, что правильная подготовка к беременности может предотвратить потерю ребенка.
Однако эксперты уверяют: далеко не всегда тщательная подготовка гарантирует удачную беременность, а стереотип о том, что исход беременности зависит от подготовленности родителей, легко превращается в стигму, обращенную против людей, потерявших детей.
Из этого убеждения следует, что если пара подготовилась, обследовалась и здорова, то ничего плохого случиться не должно. Так люди обретают иллюзию, что есть четкая последовательность действий, которая поможет избежать проблемы.
Поэтому когда потеря случается, перед родителями встают вопросы, на которые часто просто невозможно найти ответы: почему мое тело не справилось?, почему я не смог(ла) позаботиться о себе и о своем будущем ребенке?, я виноват(а)?, что делать дальше?..
Как помочь: просто будьте рядом с родителями. Это очень важно — знать, что ты не остаешься один на один со своим горем и что тебя не обвиняют в случившемся. Предложите любую помощь. Возможно, кому-то хочется прогуляться, а кто-то хочет побыть дома, где не нужно сдерживать слезы. Спросите: «Что бы тебе сейчас хотелось? Я буду с тобой, что бы ты ни выбрал(а)».
«Это не нарциссизм»: Эдит Эгер — о том, как влюбиться в себя и справиться с чувством вины
Маскулинность без эмпатии
Важнейший аспект в ситуации перинатальных потерь — роль отцов. К сожалению, в нашем обществе она часто замалчивается, или ей не придается достаточного значения. Акцент в обсуждениях чаще делается на переживаниях матерей, и в разговорах с самими отцами тоже.
Большинство наших респондентов склонны считать, что именно женщины больше подвержены стрессу в этой ситуации, и только 33% опрошенных убеждены, что партнеры переживают потерю одинаково сильно.
Фокус на женщин в первую очередь объясняют ее физиологической включенностью в процесс. К тому же у нас в стране все еще сильны стереотипы о том, что мужчины менее эмоциональны и менее склонны проявлять эмпатию.
Многие также уверены: в ситуации потери ребенка мужчина должен оказывать поддержку женщине. При этом перенос фокуса на партнершу свойственен и самим отцам, что иногда мешает им получить поддержку для себя, понять, что им самим нужна помощь.
Вероятно, и на самих мужчин, столкнувшихся с перинатальной потерей, влияют стереотипы о маскулинности. Поэтому даже если они признаются в том, что испытывают сильные эмоции в этой связи, они могут отстраняться от ситуации и стараться быстрее забыть о ней, меньше обсуждать произошедшее и собственные переживания.
Как помочь: можно аккуратно порекомендовать обратиться за помощью к психологу, например в благотворительный фонд «Свет в руках». Это, конечно, актуально как для мужчин, так и для женщин.
Наше исследование показывает, что за моральной и психологической поддержкой после потери ребенка большинство столкнувшихся с ней вообще не обращались — речь о 64% тех, кто ответили, что сталкивались с перинатальной потерей лично. В благотворительные фонды обращались всего 4%.
Важно понимать: разговор со специалистом не означает, что человек не справляется сам. Это всего лишь безопасное пространство, которое поможет как можно более экологично пройти через такую беду.
«Мой мир разрушился». Как девочка переживает утрату матери
Открыть новую страницу жизни
Говорить о перинатальных потерях большинству из нас действительно сложно. Около половины участников нашего исследования не обсуждают ситуацию с родственниками и друзьями, потерявшими детей. Они просто не знают, что сказать, как помочь, и боятся задеть чувства людей, переживающих горе.
Сложно начать разговор и тем, кто сам пережил утрату. Тема воспринимается как слишком личная, не всегда хочется возвращаться к переживаниям и делиться ими с другими людьми.
Но, как бы ни было сложно, молчание все равно хуже. Оно создает ощущение запретности темы, приносит чувство одиночества, ощущение того, что тебя отвергают. И в конечном счете приводит к еще большим проблемам — моральным и физическим.
Один отец, несколько лет назад потерявший сына, рассказал о случившемся так: «Если вы проживаете потерю ребенка, знайте, что это самое тяжелое время в вашей жизни. Но пройдет немного времени, и вам нужно будет найти в себе смелость сделать первый шаг, попросить помощи специалиста, чтобы открыть новую страницу своей жизни. Да, это будет уже совсем другая жизнь, но в ней точно будет место любви и счастью!»
Поддержать людей, которые пережили потерю, и помочь работе бесплатной психологической службы фонда «Свет в руках», можно на портале Добро Mail.ru.