К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зеленые перспективы: зачем девелоперам заниматься экологичным строительством

Сессия FCongress «Зеленая недвижимость» - выгода для девелопера и потребителя», фото: Вартан Айрапетян
Сессия FCongress «Зеленая недвижимость» - выгода для девелопера и потребителя», фото: Вартан Айрапетян
Зеленые технологии, экосоставляющая в девелоперских проектах, российские системы сертификации энергоэффективных зданий «очнулись» после недавнего «провала» и пытаются снова возродиться, рассказали участники сессии «Зеленая недвижимость» — выгода для девелопера и потребителя», которую FСongress провел в ноябре 2024 года в офисном парке Comcity.

Трава у дома

Даже покупатель, у кого есть деньги только на жилищный «массмаркет», хотел бы видеть рядом с будущим домом зеленую зону, говорит Кира Смирнова, директор по устойчивому развитию ГК «Самолет». Согласно исследованию покупательских предпочтений, которое каждый год проводит ее компания, с 2020 года число клиентов, интересующихся экологической обстановкой вблизи приобретаемой новостройки, возросло с 6% до нынешних 84%. Конечно, в массовом сегменте фактор цены остается определяющим, но они, безусловно, рады получить дополнительную ценность в виде парка рядом или «зеленых технологий» внутри, отметила спикер. Мария Бевзюк, начальник отдела взаимодействия с инвесторами и устойчивого развития Группы «Эталон», признала, что покупатели не всегда готовы платить «премию» застройщику за энергоэффективные решения или системы очистки воды, 85% потенциальных клиентов мало интересует вопрос применения зеленых технологий в строительстве. Она согласилась с коллегой из «Самолета», что для подавляющего большинства определяющей является стоимость квадратного метра, а она, как правило, выше, если девелопер использует такие технологии. «Однако, когда приходит клиент и видит в брошюре [жилого комплекса], что здесь есть парк или лес, есть детский сад в пешей доступности, хорошая инфраструктура, то он говорит: это место, где я хочу жить», — поделилась Бевзюк.

Мария Бевзюк, начальник отдела взаимодействия с инвесторами и устойчивого развития Группы «Эталон»

Чтобы привлечь покупателей, большую часть затрат на такие технологии и соответствующую инфраструктуру девелоперы закладывают в себестоимость. Сложность, отмечают представители девелоперских компаний, заключается в том, что сейчас для российских компаний ограничен ассортимент инженерных решений и импортных технологий, а равных по качеству российских аналогов пока не существует. Финансовых стимулов от государства для широкого применения устойчивых решений также нет, кроме разве что инициативы ДОМ.РФ, оплачивающего «скидку» в 1–2% от рыночной ставки проектного финансирования для строительства энергоэффективных домов, — в регионах, где мало новостроек. Тем не менее после двухлетнего спада, к концу 2024 года стало расти количество обращений девелоперов за сертифицированием проектов как зеленых, рассказал Евгений Тесля, генеральный директор EST Group: «Рынок более-менее стабилизируется. Если девелопер может себе позволить экологичную сертификацию, это значит, он намерен работать вдолгую».

По данным Кирилла Конова, коммерческого директора BN Group, у жителей России положительное отношение к зеленому жилью: 54% при покупке квартиры готовы заплатить больше, если она соответствует экологическим стандартам. Его компания занимается строительством из СЛТ-панелей. «Эти панели из перекрестно-склеенной древесины, наверное, одно из самых разумных решений для экологичного строительства. Технология отработана настолько, что мы уже сейчас можем строить из дерева даже многоквартирные дома», — говорит спикер. Из реализованных проектов он назвал жилой комплекс «Соколики» и загородную резиденцию «Залесье». Помимо экологичности, огнестойкости и комфортности, здания из СЛТ-панелей сейсмоустойчивы, поделился Кирилл Конов. В настоящее время компания ведет работу по подготовке к проектированию сооружений в сейсмоопасных районах Дальнего Востока.

Офис как парк

Но примеры экологичного жилья в России пока, скорее, редкость. Большее развитие зеленые технологии получили в коммерческой недвижимости. Евгений Тесля говорит, что ранее девелоперы активно сертифицировали бизнес-центры по LEED или BREEAM, чтобы привлечь международных арендаторов. Например, Comcity, вспоминает Алена Кудрявцева, его коммерческий директор, потратил более €50 млн на «экологические инициативы», зато среди его первых арендаторов были такие компании, как Oracle, Coca-Cola, Orion Group.

Алена Кудрявцева, коммерческий директор Comcity

Офисный парк Comcity, сертифицированный по LEED с оценкой Gold и по BREEAM с оценкой Еxcellent, сейчас готовится получить соответствующие сертификаты по российским стандартам и вполне может выступить их амбассадором. «Основной фокус нашей компании на человеке: на арендаторах, на сотрудниках, вокруг которых мы выстраиваем то, что им нужно для комфортной работы», — отмечает Кудрявцева. Гай Александр Имз, председатель совета по экологическому строительству RuGBC, говорит, что таких дружественных человеку пространств, как Comcity, немного даже в Москве. Он упомянул отчет Всемирного совета по экологическому строительству, где утверждается, что экономические эффекты от зеленого строительства гораздо выше, чем затраты на него. Правильная экология и комфортность рабочего места позволяют сотруднику быть намного эффективнее. «В экологическом офисе, где человек хорошо себя чувствует, у него есть желание работать. И это самый большой стимул для «озеленения» зданий», — утверждает Имз. Алена Кудрявцева говорит, что Comcity — «проект вне времени», который не ограничивается только офисным пространством: «Мы выстраиваем со всеми арендаторами долгосрочные отношения». Для этого компания создала разнообразную инфраструктуру не только внутри (например, ретейл-зона), но и снаружи: школу, детсад, гостиницу, жилой комплекс, ландшафтный парк. На 45 гектарах озелененной территории был создан целый город, сконструированный по принципу life & work (англ. «живи и работай»).

Кира Смирнова отмечает, что правильный посыл от девелопера может дать стимул и гражданской самоорганизации: «У «Самолета» был кейс, когда жители придумали проект благоустройства соседнего оврага, утвердили его в администрации и очень успешно реализовали». Спикер называет это «соучастным проектированием», которое меняет самосознание: «Люди начинают ощущать себя как акторы жизни, а не просто жильцы. То есть переходят из позиции потребителей в позицию жителей, которые здесь важны».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+