Опасные связи: как тесные семейные отношения влияют на бизнес-партнерство
В 2013 году две журналистки начали собственное дело. Заработанное на услугах по разбору модного гардероба вложили в торговлю, но после череды поездок в разные страны, проведения шоу-рум и знакомства с российской таможней решено было делать собственные коллекции. Следите за развитием бизнеса «Одевайся Легко» в блоге проекта в режиме реального времени.
Эту «серию» я пишу сама. Так как хочу именно от своего имени написать про наши отношения с Кристиной в бизнесе. Это очень деликатная тема, которая таит в себе множество граней и опасностей. Особенно когда речь заходит о женщинах. И уже тем более когда речь заходит о женщинах в модном бизнесе.
Но обо всем по-порядку. Наш бизнес — классическая семейная история. У нас с Кристиной общая свекровь. Иначе говоря, наши мужья — братья, и они тоже работают в общем бизнесе, но не связанном с нашим «Одевайся Легко». Семейственность — важный фактор, так как мы проводим очень много времени вместе помимо работы. Семья в широком смысле является и нашей опорой, и нашим главным рецензентом и помощником. Мужья страхуют семейный бюджет, когда времена с нашими доходами нестабильны. Родители помогают с решением домашних и бытовых вопросов. Кристинина сестра Люда выручает нас консультациями на финансовую тему и помогает с поисками подрядчиков. Моя мама готовит нам обеды в офис и делает наши совместные фото. Мама наших мужей оценивает наши коллекции. А их папа по-настоящему верит в нас. Родители Кристины, у которых был опыт собственного бизнеса, помогают с логистикой и правильным расчетом себестоимости.
У этой красивой картинки есть и обратная сторона. Мы замкнуты друг на друга и на семью абсолютно и полностью. Это порой не позволяет смотреть на мир объективно и несет для нас риск потерять связи с реальностью. Поэтому мы всегда стараемся ходить на различные связанные с профессией мероприятия: лекции, показы, мастер-классы.
Безусловный плюс семейного бизнеса –—доверие. До определенных пор у нас вообще не было никаких бумаг, закрепляющих партнерство, а были лишь устные договоренности о разделе прибыли. При этом у нас всегда были строго разделены зоны ответственности: моя часть всегда была продюсерской, а Кристинина – художественной. Грубо говоря, стратегию определяла я, а вот как будут выглядеть наши клиенты и наша одежда — Кристина. Это не означает, что Кристина не может выдвигать идеи о нашем продвижении, а я не могу оценивать коллекцию. Мы все делаем вместе и всегда советуемся друг с другом. Просто если речь идет о рекламной кампании, то последнее слово за мной, а если речь о финальном отборе моделей платьев для коллекции, то последнее слово за Кристиной.
В этой конструкции есть один необычный нюанс. Например, за финансы у нас отвечает Кристина. Хотя где это видано, чтобы художник отвечал за деньги. Но здесь наш помощник — опыт. Дело в том, что, пока деньги были в моих руках, мы потратили ужасно огромную сумму на «представительские расходы» и на чаевые «подрядчикам». Я ужасная транжира, и совет семьи (во главе с моим мужем) принял решение, что всеми деньгами должна распоряжаться Кристина. С тех пор во время командировок мы живем исключительно в хостелах, питаемся продуктами из магазинов, а не ресторанов, а подрядчиков тестируем по пятнадцать раз перед внесением им аванса. И я вынуждена признать, что это работает. Кристина — абсолютно гениальный финансовый менеджер.
Сколько стоит миллион
Наши доли в проекте всегда были стабильной историей, а именно: пока бизнес развивался без инвестиций, мы все делили пополам. Конечно, в разных областях применение сил было разным. Например, разборы гардеробов ложились преимущественно на плечи Кристины, зато на мне была организация и ведение группы в соцсетях. Поэтому мы решили: все заработки делим поровну и не высчитываем личный коэффициент полезного действия.
Но здесь есть важный нюанс. Наша бизнес-история содержит довольно много физической работы. Мы никогда этого не афишируем, но это так. Ну, например, мы с Кристиной на данный момент являемся абсолютно профессиональными грузчиками и упаковщиками.
Вот представьте себе готовую коллекцию из 500 единиц товара. Это только кажется, что к тебе приезжают красивые парни в розовых фартучках, сами все упаковывают, загружают, привозят на склад, поднимают на десятый этаж и сортируют по размерам. Все, конечно же, не так. Практически все мы делаем сами. Даже для того чтобы перенести двадцатикилограммовые рулоны с тканью на фабрику, не всегда есть рядом рабочие руки. Я описываю это не для того, чтобы снискать читательскую жалость (хотя почему бы и нет), а для того, чтобы объяснить, как формируется доверие. За три года работы Кристина ни разу, никогда и нигде не пожаловалась на то, что она устала. Она никогда не позволила себе взять сумку полегче. А когда я была беременна вторым ребенка, она вообще все тяжести таскала сама и ни разу не поставила вопрос о том, что «а мне бы за это доплатить». Вот из таких вещей и рождается доверие. И здесь не нужны никакие пафосные слова и клятвы на крови. Просто вот есть жизнь, и ты из нее делаешь выводы о своем партнере.
Несколько лет назад в личные сообщения мне написала девушка — выпускница лондонского Saint Martins, родители которой готовы были обеспечить завидный стартовый капитал. Девушка искала партнера и предложила мне объединить наши усилия. Я тогда почему-то сразу вспомнила про вот эти адски тяжелые сумки с одеждой, которых мы с Кристиной перетаскали тонну. И вот тогда я поняла, что, наверное, другого партнера у меня не будет. По крайней мере, я на это надеюсь.
Теперь от сентиментального к деньгам. Когда встал вопрос о создании первой коллекции «Одевайся Легко», на которую потребовались вполне серьезные инвестиции, мы сели и решили, как действуем дальше. Мы выбрали ИП как самую доступную юридическую форму, а все доходы решили делить соответственно финансовым вложениям в проект каждой из нас. В будущем мы планируем переходить на ООО и тогда уже позволим себе официально закрепить наши доли в бизнесе. Пока же наши партнерские отношения никак не оформлены на бумаге, но здесь гарантом на случай конфликтных ситуаций опять же является семейный совет.
И в горе, и в радости
Вообще, наверное, по прочтении всего, что написано выше, прозорливый читатель может сделать вывод о том, что я являю собой классический пример наивной дуры. К сожалению, это не так. Мы с Кристиной неоднократно говорили о том, что нам легко друг с другом лишь потому, что нам трудно. Тот путь, который мы прошли за четыре года существования «Одевайся Легко», был очень непростым.
Мы много работаем, у нас нет выходных, у нас нет каникул, а друг с другом мы проводим гораздо больше времени, чем с мужьями и семьями. У нас никогда не бывает лишних денег, и мы редко позволяем себе отдыхать. Даже если мы отправляемся в какое-то путешествие, то первым делом всегда «самолеты». И даже если вечером тяжелого дня мы сидим в модном красивом баре Нью-Йорка, мы все равно говорим только об одном. О работе.
В ситуации постоянной гонки под названием «достучаться до небес» легко быть надежными друзьями и совсем не трудно поддерживать друг друга. Мы не знаем, что будет с нами, когда мы станем богатыми и знаменитыми, и какую дурную шутку сыграют с нами слава и деньги. Вот если мы пройдем и это испытание, то тогда невозможного для нас действительно будет мало. А пока — show must go on.