К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Школа собственных ошибок: сложности первой коллекции fashion-стартаперов


Основательницы «Одевайся легко» о поиске подрядчиков, тратах на пошив первой коллекции и создание сайта и почему «черт оказался в деталях»
Кристина Тоноян и Анна Николаева

Четыре года назад две журналистки начали собственное дело в области fashion. Первоначальная затея денег не требовала, однако и масштабности не принесла. Заработанное на консалтинге вложили в торговлю, но после череды поездок в разные страны, проведения шоу-рум и знакомства с российской таможней решено было делать собственные коллекции. Следите за развитием бизнеса «Одевайся Легко» в блоге проекта в режиме реального времени.    

Программист, юрист и прочие подрядчики

Поиск подрядчиков не только самое увлекательное, но и невероятно драматичное приключение. В этом деле не бывает спокойных сюжетов. С подрядчиками возможны только два варианта — либо вы становитесь близкими и практически родными людьми, либо у вас появляется враг на всю жизнь. Даже если мы несколько преувеличиваем, суть от этого все равно не меняется.

 

Первой командой, с которой мы начали работать при запуске собственной коллекции, стали разработчики сайта. Создание онлайн-магазина обошлось нам в 300 000 рублей. Наши партнеры не только выдержали все сроки, но и до сих проводят с нами сутки напролет. Наверное, это можно назвать везением, но именно сайт и вся работа над ним оказались самой простой «главой» в нашей бизнес-истории. Конечно, с сайтом случаются неприятные ситуации — что-то «виснет», где-то «глючит», едет верстка. Но тот факт, что мы находимся в контакте с разработчиками 24 часа в сутки, а проектный менеджер Евгений всегда «решает вопросы» моментально – это, наверное, самое большое счастье в работе стартап-бизнесмена.

Не такой страшной, как нам казалось изначально, стала и организационная часть бизнеса. Самой большой проблемой стал поиск релевантного юриста, который бы работал именно с дизайнерами одежды и понимал все тонкости, связанные с производством и продажами. Мы потратили немало сил и денег прежде, чем нашли нужного человека. У нас нет юриста в штате, но по накопившимся вопросам мы консультируемся пару раз в месяц. С регистрацией ИП и налоговыми отчетами было еще проще: мы просто обратились в компанию, которая на аутсорсинге ведет бухгалтерию малого бизнеса, и теперь работаем с ними.

 

Главной и самой сложной стала история по выстраиванию и налаживанию работы с фабрикой. Как мы писали ранее, нам не удалось найти в России производство, адекватное нашим задачам и возможностям. Мы отправились в Корею, потом в Китай, побывали на фабриках в Польше, изучили швейные ателье в Прибалтике. Но в итоге решили шить одежду в Киргизии. В стране бывшего СССР мы нашли современные производственные мощности и относительно дешевую рабочую силу. Плюсом стала единая языковая среда и относительно дешевая логистика (Киргизия входит в зону Таможенного союза).

Наверное, в бизнесе не должны работать законы личной симпатии и доверия. Как говорит наш юрист, «не важно, как вы дружите, важно, что записано в документах». Однако наша первая коллекция стала возможной не благодаря тому, что записано в контракте, а исключительно благодаря личным отношениям.

Как мы уже рассказывали ранее, нам требовалось нестандартное решение от фабрики: сложные модели, маленький тираж. И даже наша готовность платить больше не вызвала восторга у владелицы швейного цеха в Бишкеке. Тем не менее она взялась за наш заказ: наняла дополнительных сотрудников, сама занималась конструированием и контролем производства. Мы чудовищно переживали за первые образцы. Наталья (владелица производства) сразу предупредила, что при создании лекал будет вносить изменения в конструкцию некоторых моделей. Но нам понравилось все, что получилось.

 

В последующем у нас возникнут трудности и с адекватным расчетом необходимого метража ткани, и с поиском качественной фурнитуры, и с выбором наиболее релевантного для нашей аудитории размерного ряда. Часть готовых изделий мы отбракуем, какие-то модели сядут неидеально из-за неверно подобранной нами ткани, от каких-то лекал мы откажемся в силу неудачного силуэта. Мы будем переживать и падать на дно собственных страхов. Потом осознаем, что это неизбежные издержки бизнеса, и пойдем дальше. Но главный вывод, который мы сделаем, работая с нашими подрядчиками, заключается в том, что доверие — очень важная штука. И держится все буквально на нем. Что, впрочем, не отменяет необходимости всегда заключать и внимательно читать договор.

Где деньги

Итак, пришло время подводить промежуточные итоги и оценить предварительный уровень затрат на первую коллекцию одежды «Одевайся легко». Суммарно мы вложили около 2 000 000 рублей. Как мы уже писали ранее, часть этих денег – создание сайта, ремонт шоу-рум, покупка и регистрация кассового аппарата – относились к единовременным затратам. Другая сумма была потрачена непосредственно на коллекцию: покупка тканей, пошив моделей, съемка каталога.

Самыми крупными стали статьи бюджета, связанные с созданием сайта и пошивом коллекции. И именно эти направления мы спрогнозировали довольно точно. И когда обнаружили, что не вышли принципиально за рамки бюджета, то невероятно обрадовались. Но напрасно.

Изначально мы думали, что смотреть надо на ключевые расходы, а всякая «мелочевка» не может существенно нарушить нашу финансовую конструкцию. Это наивность оказалась главным врагом нашего бизнес-плана. Сумма стремительно взлетела вверх именно на ошибках связанных с «незначительными», как нам казалось, статьями бюджета, к которым мы просто плохо подготовились.

 

Черт в деталях

Нашей главной ошибкой стало невнимание к деталям, а именно — тканевые этикетки, бумажные стикеры, упаковочная бумага. Казалось бы, какая ерунда. В Москве множество компаний, которые делают эти вещи. Первую партию «составников» (вшивные этикетки с указанием состава и рекомендаций по уходу) мы заказали через поисковую систему. Нашли первую попавшуюся компанию и оформили через интернет заказ. Мы были уверены, что за пару дней нам изготовят все что угодно. Но, во-первых, ждать пришлось две недели. А во-вторых, мы получили на руки бракованный продукт. Этикетки «сыпались» из-за необработанного края, а фирма-изготовитель внятно заявила нам, что «сами виноваты»: «Вы же не указали, как обработать край, вот мы и не обработали».

Мы обратились в другую компанию, уточнили все детали. И стали ждать. В это время фабрика приостановила отшив коллекции, так как требовались составники. За простой мы были вынуждены заплатить пусть небольшой, но штраф. Когда этикетки были готовы, выяснилось, что мы допустили ошибку, невнимательно составив техзадание. Этикетки пришлось переделывать в третий раз. В общей сложности мы заплатили за них 50 000 рублей, изначально запланировав лишь 7000 рублей.

История с брендовыми этикетками стала еще более драматичной. Мы поменяли несколько фирм и трижды меняли дизайн, прежде чем получили нужный результат. Изначальную сумму также пришлось увеличить в несколько раз.

 

Отдельная драма разыгралась при съемке каталога. Мы поменяли две фотостудии, прежде чем смогли найти своего «подрядчика». За это время мы научились работать в фотошопе, освоили (пусть и на «двоечку») профессию моделей и вынуждены были срочно расширять функционал сайта, чтобы фотографии выглядели эффектно. Итог – дополнительные 100 000 рублей.

Последним ударом стал затянувшийся ремонт в шоу-рум. Мы рассчитывали закончить его к запуску первой коллекции. Вопрос был элементарно в том, что нам нужно было где-то хранить готовые вещи и готовить их к продаже. Но к моменту презентации мы осознали, что нам срочно требуется другое помещение. На наше счастье, знакомая, уехавшая во Францию, разрешила за минимальную плату разместиться в ее квартире. Итог – дополнительные 90 000 рублей.

Наши ошибки привели к дополнительным тратам, которые, в свою очередь, отразились на конечной стоимости коллекции. При этом мы понимали, что нам ничего не удастся заработать, а все, что мы получим от продажи первой коллекции, сразу уйдет в создание следующих. Но главное, мы сделали выводы. И в очередной раз убедились в том, что лучшее образование — это школа собственных ошибок.

В следующем посте мы расскажем, как и зачем поделили доли в нашем проекте.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+