К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Первая женщина во главе Гонконга: как решить проблемы строптивого города?

Фото Anthony Kwan / Bloomberg via Getty Images
Фото Anthony Kwan / Bloomberg via Getty Images
С июня 2017 года один из финансовых центров Азии получит нового руководителя. Кэрри Лэм нужно выиграть конкуренцию с Сингапуром и завоевать доверие граждан, разочарованных ее связями с Китаем

26 марта 2017 года на выборах в Гонконге победила 59-летняя Кэрри Лэм, до этого занимавшая пост главного секретаря администрации Гонконга.  За Лэм проголосовали 777 из 1194 выборщиков, что позволило ей обойти основного конкурента — Джона Цанга (он получил 365 голосов), бывшего финансового секретаря, который, судя по опросам общественного мнения, пользовался большей поддержкой населения. По сообщениям Time, его поддержали в первую очередь продемократические выборщики, многие из которых рассматривали Цанга как «наименьшее зло» среди кандидатов.

Кэрри Лэм построила карьеру, работая на различных уровнях администрации Гонконга. Теперь, добравшись до самой вершины, ей предстоит одновременно пытаться завоевать доверие жителей, которые, судя по соцопросам и реакции на результаты выборов, в среднем не в восторге от ее победы, и пытаться повысить конкурентоспособность Гонконга, который в последнее десятилетие столкнулся со значительной конкуренцией со стороны другого азиатского финансового центра – Сингапура.

Недостаток демократии

 

В Гонконге проживает 7,3 млн человек, но за главу города голосуют 1194 выборщика. Они также избираются 4 секторами, в общих чертах представляющими общество, — людьми из индустрии и торговли, социальных и религиозных услуг, профессионалами и политиками. Тем не менее большая часть из них — это представители бизнеса и политики, лояльные Пекину. Журнал Time объяснял, что выборы в Гонконге — это, по сути, возможность для Коммунистической партии Китая назначить на должность предпочтительного для себя кандидата, и это «самая важная проверка Пекином территории, которая обозначена в конституции как имеющая «высокую степень автономии». При этом, несмотря на протесты 2014 года, когда жители Гонконга требовали изменить процедуру выборов в городе на популярное голосование, система осталась прежней, а внимание Китая к региону выросло.

Напротив Гонконгского центра конференций и выставок, где выборщики 26 марта 2017 года опускали в урну свои бюллетени, собрались протестующие – как против результата выборов, так и того факта, что у них слова в этих выборах не было.

 

Лэм приступит к выполнению обязанностей 1 июля – в день 20-летней годовщины возвращения Гонконга под контроль Китая (от Великобритании). «У нее не будет ни дня медового месяца с гонконгской публикой», — объясняла South China Morning Post Ансон Чан, которая занимала пост главного секретаря Гонконга после передачи его Китаю. – При низком исходном уровне доверия, если она не сможет быстро исправиться и завоевать доверие общества, эффективно управлять Гонконгом ей будет трудно».

Административный ресурс

Кэрри Лэм работала в правительстве города с 1980 года, когда она окончила Гонконгский университет. В 2007 году она была назначена на пост секретаря по развитию, войдя таким образом в ряды главных должностных лиц города.

 

Номером два в администрации Лэм стала в 2012 году, и ей пришлось взяться за политическую реформу. При этом ее активно обвиняли в том, что она не прислушивается к общественному мнению (в частности, мнению демократов). Так было, например, с возведением в культурном центре Гонконга копии Пекинского Запретного города, которое вызвало крайне негативную реакцию местных арт-групп.

Во время протестов населения в 2014 году она вела переговоры с лидерами студенческого движения. Любопытно, что в 1978 году, почти 40 лет назад, сама Лэм участвовала в марше студентов Гонконгского университета с целью передать губернатору тогда еще британской колонии петицию в поддержку учителей и учеников старшей школы Precious Blood Golden Jubilee: сами ученики в тот момент проводили сидячую забастовку с призывом принять в школу четверых левых учеников, которых до этого исключили, и уволить директора, обвиняемого в финансовых махинациях.

Будучи студенткой, она стала секретарем по текущей деятельности в Обществе социальных наук (существует в Гонконгском университете с 1968 года). «Все, кто тогда вступал в общество, стремился к борьбе с социальной несправедливостью», — рассказывал Кеннет Ю, который в 1978 году его возглавлял.

Во время избирательной кампании сама Кэрри Лэм описывала себя как «трудоголика». В топе ее приоритетов шли экономическое развитие и улучшение уровня жизни. И хотя политической реформе уделялось мало внимания, создание «благоприятной социальной атмосферы» там упоминалось. По мнению критиков, подобные приоритеты вполне соответствуют предпочтениям Пекина.

Многие сомневаются в будущих перспективах принципа «одна страна, две системы», на который Китай согласился 20 лет назад, возвращая Гонконг под свое влияние. «Китаю тогда Гонконг нужен был гораздо больше, чем сейчас, во всяком случае в том, что касается торговли и инвестиций», — объяснял South China Morning Post Стивен Янг, который в период между 2010 и 2013 годом был консулом США в Гонконге (он признался, что он «фанат» Лэм). Он подчеркивал, что сегодня «одна страна, две системы» в глазах многих обозревателей становится все более пустым принципом.

 

Выиграть у Сингапура

Выступая с первой после своего избрания речью на Азиатской инвестиционной конференции Credit Suisse, Кэрри Лэм заявила местным и зарубежным инвесторам, что она намерена поддержать конкурентоспособность Гонконга, отметив, что Гонконг уже «проиграл» несколько региональных головных офисов другим городам. Начать будущая глава Гонконга планирует с реформирования налоговой системы.

Кэрри Лэм намерена ввести двухступенчатую систему налогообложения, направленную на то, чтобы снизить налоговую нагрузку для малых и средних предприятий и стартапов. Предполагается, что первые 2 млн гонконгских долларов (около $260 000) прибыли будут облагаться налогом по ставке 10% вместо текущей стандартной ставки 16,5% (она, соответственно, будет применяться к прибыли, превышающей этот порог). Дополнительные налоговые вычеты хотят предоставить за ведение научных исследований и разработок и, возможно, инициатив, связанных с защитой окружающей среды и развития искусства. Наконец, Лэм надеется расширить число соглашений об избежании двойного налогообложения: сейчас у автономного города они заключены с 37 государствами. При этом у Сингапура – принципиального конкурента Гонконга, который очень популярен в том числе среди стартапов и малый предприятий – таких соглашений 90.

В Сингапуре двухступенчатая система налогообложения для стартапов применяется с 2005 года: первые 300 тысяч сингапурских долларов (около $220 000)  прибыли облагаются по ставке не более 8,5% (она зависит еще от возраста фирмы), а прибыль, превышающая этот порог – по ставке 17%. По словам Александра Захарова, партнера Paragon Advice Group, в сложившейся ситуации глобального экономического спада именно малые и средние предприятия оказываются основной движущей силой экономики. При этом текущие расходы, несмотря на крайне высокую цену недвижимости, в Гонконге ниже, чем в Сингапуре, что также может быть для маленьких компаний весомым аргументом в пользу этой юрисдикции.

 

Более того, подчеркивает он, работа в Сингапуре предполагает высокие расходы на содержание офиса и команды, потому что компания действительно должна там работать. Гонконг, в свою очередь, допускает регистрацию компании, которая может работать не в городе, а на международных рынках. Например, последние изменения, которые были внесены в Закон о компаниях Гонконга, предусматривают возможность проведения заседаний советов директоров по Skype.

Когда во время серии вопросов и ответов на инвестиционной конференции Кэрри Лэм спросили, как она планирует переманить из Сингапура в Гонконг головные офисы компаний, она упомянула свободу, «духовную сторону жизни» и развивающиеся транспортные связи с материковым Китаем. С одной стороны, то, что Гонконг — это часть КНР, может отпугивать западных инвесторов, с другой стороны, учитывая серьезный политический вес КНР, это может играть и на руку юрисдикции, рассуждает Захаров.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+