Предприниматели не увидели роста возможностей для расширения бизнеса в России
Лишь около 21% предпринимателей считают, что в 2023-2024 годах возможностей, чтобы инвестировать в расширение бизнеса, стало больше. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Институтом экономики роста им. Столыпина и Институтом комплексных стратегических исследований среди полутора тысяч руководителей и собственников бизнеса, от микрокомпаний до крупных, из всех российских регионов. Среди респондентов более трети (34%), напротив, считают, что возможностей для инвестиций в расширение бизнеса стало меньше, причем 15% говорят о заметном ухудшении ситуации. Еще 44% респондентов за последнее время не увидели ни положительных, ни отрицательных изменений в возможностях для инвестиций.
При этом авторы опроса отмечают, что среди респондентов большую востребованность, чем финансовые стимулы для инвестиций, демонстрируют нефинансовые факторы. Например, 68% бизнесменов назвали в числе самых приоритетных мер для стимулирования инвестиций необходимость защиты прав предпринимателей, 58% указали на необходимость сокращения административного давления на бизнес.
Что касается финансовых условий для инвестиций, то бизнес указал на необходимость снижения рыночных процентных ставок и расширение программ субсидированных ставок — это первая и третья по популярности среди респондентов мера. На втором месте — налоговое стимулирование инвестиций. Именно налоговая повестка («справедливое» распределение налоговой нагрузки, амнистия для малых предприятий, дробивших бизнес) в недавнем президентском послании вызвала наибольший интерес бизнес-сообщества, следует из опроса. Это объяснимо — 51% опрошенных пожаловались на то, что налоговая нагрузка на их бизнес в последние годы выросла, и лишь около 10% отметили ее снижение.
Большинство опрошенных считает, что более справедливым налогообложение для бизнеса сделал бы переход на дифференцированную шкалу налога на прибыль. Подавляющее большинство предпринимателей (около 70%) высказались за то, чтобы базовая ставка по налогу на прибыль оставалась на текущем уровне (20%), но те компании, которые активно инвестируют, могли бы платить налог по меньшей ставке. О том, что Владимир Путин дал правительству поручение проработать такой вариант, Forbes писал в декабре. В начале апреля «Интерфакс» писал, что в подготовленных бизнесом инициативах к съезду РСПП предлагается снижать федеральную часть налога на прибыль (составляет 17%, остальные 3% идут в региональные бюджеты) вплоть до нуля для компаний, которые активно инвестируют.
Еще 21% бизнесменов — участников опроса считают возможной еще более жесткую дифференциацию налога на прибыль, при которой для компаний-инвесторов ставка снижается, а для тех, кто не инвестирует, — повышается. Повышение налога на прибыль для всех компаний как шаг к справедливому налогообложению рассматривают только 9% предпринимателей. Именно такой вариант обсуждается в правительстве — повышение ставки с 20% до 25%. Причем дополнительные сборы по налогу на прибыль планируется зачислять в федеральный бюджет, отмечал источник Forbes. Впрочем, крупный бизнес считает повышение ставки по налогу на прибыль приемлемым, если это приведет к отказу от резких изъятий вроде налога на сверхприбыль и курсовых экспортных пошлин.
Повышение налога на прибыль, а также введение новых элементов прогрессивной шкалы в НДФЛ обсуждается на фоне роста бюджетных расходов — на третий год «спецоперации»* государство запланировало потратить беспрецедентные 36,6 трлн рублей, из них 13,67 трлн рублей (37% расходов) уйдет на оборону и безопасность. В февральском послании Федеральному собранию Владимир Путин дал новые поручения, которые до 2030 года обойдутся примерно в 17 трлн рублей. Опрошенные предприниматели уверены, что, помимо повышения налогов для реализации мер из послания, есть и другие, более подходящие резервы — каждый второй предприниматель видит их в повышении эффективности госуправления и оптимизации численности госаппарата и госструктур, «не связанных с обеспечением обороноспособности страны».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.