Повышение налога на прибыль для бизнеса лучше, чем непредсказуемые изъятия через чрезвычайные меры, такие как налог на сверхприбыль и курсовые экспортные пошлины, считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Мы за прозрачность. Тогда и Минфин будет счастлив, а бизнес не так горько плакать», — подчеркнул он
Крупный бизнес не против увеличения ставки налога на прибыль в обмен на новые инвестиционные вычеты и расширение существующих — в частности, в рамках Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Об этом заявил Александр Шохин на Международном форуме Финансового университета, передает корреспондент Forbes.
«Многие решения для повышения доходов бюджета позиционируются как разовые. Другое дело, что к многим временным решениям бюджет привыкает, и они становятся постоянными», — констатировал Шохин.
Замглавы Минфина Алексей Сазанов уверял, что «резких изменений государственной налоговой политики, в том числе роста ставок, на будущий год не планируется». Однако в последние годы фискальная нагрузка растет через «менее публичные и прозрачные механизмы», подчеркнул Шохин.
В частности, налог на сверхдоходы (windfall tax, налогообложение превышения прибыли за 2021–2022 годы над результатами 2018–2019 годов) создал в России прецедент введения налога «задним числом». В Минфине сначала допускали новое взимание windfall tax в условиях высокого дефицита бюджета и сверхдоходов бизнеса, но позже исключили повторение такой практики в 2024 году. Минфин рассчитывает собрать за счет этого налога 300 млрд рублей.
«Сюрпризом» для бизнеса стало и введение с 1 октября до 2025 года «курсовых» пошлин. Они затронули весь экспорт, кроме нефти, газа, зерна, лесоматериалов и ряда других позиций. «Если перевести размер пошлин в налог на прибыль, для многих компаний это двукратное повышение налога на прибыль», — констатировал глава РСПП.
«Мы не за то, чтобы нас оставили в покое и не повышали налоги. Мы понимаем, что налоговая система — достаточно гибкая конструкция и неизменности быть не может, — отметил Шохин. — Мы за прозрачность. Тогда и Минфин будет счастлив, а бизнес не так горько плакать».
«Бизнес заинтересован в том, чтобы были некие формульные решения — не внезапные экспортные пошлины, привязанные к курсу рубля, не windfall tax на сверхдоходы прошлых лет и т. д. Мы готовы обсуждать с правительством вопросы повышения налога на прибыль при условии, что будут внятные, четкие и достаточно системные инвестиционные налоговые вычеты», — рассказал Шохин.
РСПП обсуждал повышение налога на прибыль в обмен на расширение инвестиционных вычетов и гарантии стабильности по другим налогам, таможенным пошлинам, тарифам естественных монополий и т. д. на встрече с президентом Владимиром Путиным 15 ноября. Предложение было услышано, сообщал «Ведомостям» федеральный чиновник. РСПП уже предлагал повысить налог на прибыль взамен windfall tax в начале 2023 года, но тогда правительство не поддержало эту идею.
«До сих пор не решен вопрос об инвестициях за счет дивидендного потока, — привел пример Шохин. — Многие холдинги генерируют доходы, в том числе дивиденды, в одном юрлице и инвестируют в другое юрлицо. В принципе это считается по существующим методикам как распределяемая прибыль, которую неплохо было бы обложить. А мы считаем, что надо научиться считать все инвестиции — в территории присутствия компаний, в социальные проекты, которые соответствуют критериям ESG».
Для стимулирования инвестиций РСПП, в частности, предлагает расширить налоговые вычеты по СЗПК и ввести новые инструменты, уточнил Шохин. СЗПК создан в 2020 году как системный механизм повышения частных инвестиций и перезапуска инвестиционного цикла. Главное, что механизм дает бизнесу — «дедушкину оговорку» — гарантию неповышения ряда налогов. Но от повышения экспортных пошлин СЗПК не защищает.
«Нам нужен инвестиционный рывок. Не выйдя на ежегодный рост ВВП более чем на 3% в ближайшие годы, мы многие задачи решить не сможем. А сделать это можно только за счет инвестиций», — заключил глава РСПП.