Минфин подал заявление о приостановке иностранного участия во владении Альфа-банком
Минфин обратился в Арбитражный суд с заявлением о приостановлении иностранного участия в «АБ Холдинге», который владеет Альфа-банком. По словам собеседника, близкого к холдингу, этот процесс — вариант более удобной редомициляции. Аналогичное заявление от Минфина поступило и в отношении «АльфаСтрахования»
Минфин обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлениями о приостановлении корпоративных прав иностранных структур в «АБ Холдинге» — компании, владеющей Альфа-банком, и «ЮНС Холдинге» — владельце «АльфаСтрахования», сообщило ведомство.
Сейчас «АБ Холдинг» и «ЮНС Холдинг» контролируются зарубежными холдинговыми структурами — кипрскими ABH Financial Limited и Alfastrakhovanie Holdings Limited соответственно. «Со стороны иностранных холдинговых компаний в условиях «антироссийских» санкций совершаются действия (допускается бездействие), которые препятствуют осуществлению деятельности системно значимой кредитной организации АО «Альфа-банк» и одной из крупнейших в стране страховых организаций — АО «АльфаСтрахование», — указал Минфин. В целях пресечения этих практик Минфин и обратился в суд с заявлением о приостановлении корпоративных прав кипрских структур.
По словам собеседника Forbes, близкого к «АБ Холдингу», заявление в арбитраж — вариант более удобной редомициляции (смены юридической прописки. — Forbes). «Это в интересах акционеров», — добавил другой близкий к холдингу источник.
«АБ Холдинг» и «ЮНС Холдинг» входят в утвержденный правительством в начале марта перечень экономически значимых организаций. Помимо этих компаний, в список входит еще четыре холдинга: ООО «Корпоративный центр X5» (владеет крупнейшим ретейлером X5, в который входят супермаркеты «Пятерочка», «Перекресток» и т. д.), АО «Акрон» (крупный производитель минеральных удобрений), ООО «Городской супермаркет» (управляющая компания сети магазинов «Азбука вкуса») и угледобывающая компания ООО «Разрез Аршановский».
У всех этих компаний конечные владельцы — зарубежные структуры из «недружественных» стран. Как указывало правительство, для реализации права на переход в российскую юрисдикцию компании должны от имени уполномоченного органа (Минфина, Минпромторга или Минэнерго) подать в арбитражный суд заявление о приостановке «осуществления корпоративных прав» иностранной холдинговой компанией. Это упрощает процедуру корпоративного переезда из иностранной юрисдикции. «Дело в том, что если переезд идет из другой страны, например с Кипра, то сейчас бизнесмены столкнутся с немалым количеством сложностей. Им нужно там запустить процедуру редомициляции — смены юрисдикции, вступить в переходный период, и только потом получится перебраться в Россию. Из Нидерландов, например, тоже сложно выбраться домой. Там действует заградительная мера — так называемый налог на выход. То есть если компания была резидентом Нидерландов и у нее были некоторые налоговые льготы, то при редомициляции в страну, не входящую в Евросоюз, ей придется заплатить недоплаченные из-за льгот налоги. Кроме того, переезд из Нидерландов возможен только в другую страну ЕС», — объяснял глава комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов.
В конце марта Минпромторг уже подал заявление в арбитраж о приостановке иностранных корпоративных прав в экономически значимой организации — «Корпоративный центр X5», которая принадлежит нидерландской X5 Retail Group N.V. А в начале апреля заявление о приостановке корпоративных прав кипрской Demanor Investments Limited — материнской компании «Городского супермаркета», — подал гендиректор последнего Денис Сологуб.
Весной прошлого года Financial Times сообщала о переговорах по поводу продажи акционерами Альфа-банка, Михаилом Фридманом и Петром Авеном, своих долей в банке Андрею Косогову. По последним открытым данным, долями в Альфа-банке Фридман и Авен владели через люксембургскую ABH Holdings S.A. (там им принадлежало 32,9% и 12,4% соответственно), Косогову в люксембургской структуре принадлежал 41% — он стал крупнейшим акционером компании весной 2022 года, купив доли Германа Хана и Алексея Кузьмичева. Люксембургская компания контролировала кипрскую ABH Financial Limited, та — «АБ Холдинг», финальное звено в цепочке владения Альфа-банком. Представитель Альфа-банка подтверждал обсуждение сделки, но о финальных договоренностях по ней в итоге не сообщалось.