К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Туры в Иран и газовое болото: как выглядит дружба России с Исламской Республикой

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
C конца февраля 2022-го, когда Россия оказалась под шквалом санкций, у страны возникла острая необходимость в поиске новых рынков сбыта, укреплении и построении экономических отношений с «дружественными» странами. С того же момента Иран, десятилетиями живущий в условиях изоляции от мировой экономики, все чаще и чаще стал появляться в российских медиа — как пример страны, с которой не ведут торговлю крупные экономики мира. Складывается впечатление, что Иран уже стал для России надежным экономическим партнером. Но так ли это на самом деле?

Из Финского в Персидский

Одним из главных стимулов для сотрудничества двух стран наряду с географической близостью стало то, что на Россию и Иран наложены беспрецедентные экономические санкции. Это так или иначе подталкивает официальных представителей Москвы и Тегерана к поиску путей выхода на рынки соседних стран и служит своего рода толчком для развития глобальных инфраструктурных проектов. Среди них, например, строительство участка железной дороги Решт-Астара.

Идея построить железнодорожный маршрут, который в перспективе помог бы объединить транспортные системы двух стран, совсем не нова. Упоминания о ней периодически всплывали в рамках официальных встреч между представителями России и Ирана, однако при наличии других каналов поставок товаров на мировые рынки Россия не предпринимала активных шагов для реализации проекта. 

Отрезок в 162 км между городами Астара и Решт оставался единственным недостающим элементом железнодорожного полотна, проходящего по территории России, Азербайджана и Ирана, которое помогло бы странам реализовать один из проектов оси Север-Юг. У Ирана не было стимула и финансовых возможностей развивать этот проект в одиночку. Кроме того, внутри страны даже есть противники его реализации, главным образом защитники природы. Так, Сомайе Рафией, иранский политик и эко-активистка, заявляла, что для Ирана этот проект не является острой необходимостью, он нанесет непоправимый ущерб экосистеме регионов, через которые будет проходить эта дорога. Кроме того, предостерегает она, учитывая, что при строительстве будут уничтожены многие сельскохозяйственные угодья, может существенно пострадать и продовольственная безопасность. 

 

Акт подписания соглашения о строительстве участка железной дороги состоялся 17 мая. Президент Ирана Ибрахим Раиси назвал это событие «важным стратегическим шагом» для развития отношений двух стран.

Соглашение, которое, по мнению издания Spiegel, должно укрепить «высокоскоростное» стратегическое сотрудничество между двумя странами, в случае его успешной реализации приведет к появлению железнодорожного полотна от портового города Решт на Каспийском море до Астары, расположенной на границе с Азербайджаном. Ввод в эксплуатацию этого участка сделает возможным грузоперевозки из Санкт-Петербурга в Баку, далее в Тегеран и на юг Ирана (в Чахбехар и Бендер-Аббас). 

 
Президент Ирана Ибрахим Раиси на церемонии подписания соглашения о строительстве железной дороги Решт-Астара, Тегеран, Иран, 17 мая 2023 года. (Фото Zuma·TASS)

Этот проект также должен помочь углубить торговые отношения еще и с Индией в рамках так называемой оси Север-Юг, развитие которой после почти двадцатилетнего затишья стало обсуждаться особенно активно из-за невозможности использования морского маршрута из Санкт-Петербурга в Мумбай после начала «спецоперации»* России на Украине. Если дорога Решт-Астара будет достроена, иранские торговые порты на юге страны могут стать своего рода перевалочным пунктом для российских грузов, направленных в Индию, что естественным образом позволит Ирану зарабатывать на транзите товаров из России. 

По некоторым оценкам, общая стоимость проекта составит примерно €1,6 млрд, €1,3 млрд Россия предоставит в качестве кредита. Стоит ли надеяться на его возвратность — пока неясно, учитывая предыдущий опыт «списывания» Москвой долгов иностранных государств в одностороннем порядке. Кроме того, многие такие вложения рассматриваются российскими властями в качестве инвестиций, по объему которых Россия занимает первое место по итогам 2022 года. По данным Financial Times, на данном этапе Россия уже вложила в экономику южного соседа $2,76 млрд. 

Часть маршрута в Иран будет пролегать по территории Азербайджана, отношения которого с Ираном были достаточно напряженными, в частности, из-за поддержки Исламской Республикой Армении в Карабахской войне. При желании Баку мог бы помешать строительству железной дороги. Однако российский востоковед и специалист по Азербайджану Акиф Фарзалиев в комментариях Forbes сказал, что, несмотря на сложности в отношениях Баку и Тегерана, Азербайджанская Республика вряд ли пойдет на сужение сферы своего экономического сотрудничества с Ираном. 

 

Борьба с каннибализацией и дроны

С начала введения западных санкций против российской авиации многие европейские информационные агентства рассуждали о том, что с высокой степенью вероятности российские авиаперевозчики будут вынуждены прибегать к авиационной каннибализации (использование запчастей одних самолетов для ремонта других). 

Вскоре такие манипуляции действительно были узаконены. При этом российские авиакомпании пытаются найти и другие способы ремонта и обслуживания самолетов. В апреле начали появляться сообщения о том, что «Аэрофлот» первым среди отечественных авиаперевозчиков отправил свой самолет на ремонт в Тегеран, где его обслужат специалисты крупнейшего иранского перевозчика Mahan Air. Иран был выбран потому, что здесь российские самолеты западного производства не могут быть арестованы. По данным РБК, решение о дальнейшем сотрудничестве должны были принять по результатам первого опыта. С тех пор прошло уже три месяца, однако новых сообщений об отправке самолетов в Иран пока не появлялось.

Самолет Airbus A330 авиакомпании «Аэрофлот» (Фото Юрия Смитюка·ТАСС)

При этом чуть ли не единственным параметром, по которому мы можем судить о состоянии авиации в Иране, оказавшейся в катастрофическом положении после введения западных санкций, является практическое отсутствие авиакатастроф. Авиапарк иранских авиалиний к моменту ввода санкций состоял по большей части из самолетов Boeing и Airbus. Сейчас же иранцы вынуждены развивать собственное производство, делая ставку на копирование и доработку советских самолетов. На данном этапе Иран собирается экспортировать самолеты IrAn-140, построенные на базе Ан-140. В западной прессе звучали также сообщения о том, что новый иранский истребитель F-7 представляет собой копию китайского самолета, в свою очередь являющегося копией российского. При этом официальные власти не предоставляют никаких официальных деталей относительно темпов авиационного производства или наличия и количества заинтересованных в покупке их продукции стран. 

Осенью 2022 года ЕС ввел санкции против нескольких высокопоставленных офицеров и предприятия производителя дронов-камикадзе Shahed за якобы предоставленную России военную помощь. При этом официальные представители Ирана подтверждали только, что поставляли России боевые дроны до начала «спецоперации». Кремль также отрицал использование иранских дронов российскими войсками. 

Кроме того, еще в феврале Wall Street Journal со ссылкой на свои источники писала, что Россия и Иран намерены построить в Елабуге завод по производству дронов. Комментируя эту публикацию, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что у России «целый ряд своих программ по созданию беспилотных летательных аппаратов для самых различных целей», и что он не знает, на какие источники опиралась американская газета. 

 

Представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби отметил, что руководство Соединенных Штатов будет всячески препятствовать поставкам беспилотников и оборудования, которое используется для их сборки, путем «обнародования разведывательных данных», а также публикации рекомендаций для правительств и крупных предприятий, которые «неосознанно» могут оказаться вовлечены в этот процесс.

Сирийский вопрос и спорные острова

Иран и Россия находятся в постоянном контакте по вопросу сирийского урегулирования. Очередной и уже 20-й по счету раунд встреч cтран, заинтересованных в разрешении сирийского кризиса, на уровне помощников министров иностранных дел состоялся 21 июня в столице Казахстана Астане. В нем приняли участие представители Сирии, Турции, Ирана и России, где российские и иранские представители, поддерживающие власть Башара Асада, в очередной раз выступили единым фронтом на пути примирения Дамаска и Анкары, которая, в свою очередь, поддерживала повстанцев. 

Союз Ирана и России в этом отношении едва ли можно назвать нерушимым, так как каждая из сторон естественным образом стремится к реализации своих собственных интересов. Москва и Тегеран делают все для укрепления своих позиций в Сирии, чтобы в конечном итоге получить выход к Средиземному морю. Одним из главных стимулов для Турции в этом отношении является скорейшее разрешение кризиса с сирийскими беженцами, а соответственно и обеспечение их безопасного возвращения на родину. 

В этом вопросе Анкаре в немалой степени понадобится посредничество Тегерана и Москвы, так как возможное потепление в отношениях между Турцией и Сирией происходит в условиях, когда турецкие войска все еще занимают север Сирии, а Асад, которого Эрдоган неоднократно называл убийцей, называл вывод этих войск с территории страны одним из главных условий для возможных переговоров.

 

В последние месяцы все отчетливее становится стремление Тегерана укрепить всесторонние отношения с традиционными партнерами России в Южной Америке и на Карибах. Недавно завершилось латиноамериканское турне президента Ибрахима Раиси в Венесуэлу, Никарагуа и на Кубу, которое прошло почти синхронно с поездкой в эти страны главы МИД России Сергея Лаврова. А в марте 2022 года после визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Тегеран (которого встретили с военными почестями) наметилось укрепление связей Ирана с еще одним традиционным партнером Москвы. В рамках встречи Ибрахим Раиси пообещал Лукашенко «поделиться опытом извлечения выгод из санкционного давления». 

Однако после организованной в Москве встречи с представителями стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)  многие могли убедиться в шаткости кажущейся взаимонаправленной геополитической линии России и Ирана. 10 июля участники встречи в Москве приняли совместное заявление, в котором в числе прочего прозвучали намеки на то, что Россия признает за ОАЭ три острова — Большой Томб, Малый Томб и Абу Муса — в Персидском заливе, которые давно являются объектом территориального спора между ОАЭ и ИРИ. Это вызвало резонанс в иранском обществе и прессе. Алексей Дедов, чрезвычайный и полномочный посол России в Иране, был вызван для дачи объяснений, ему вручили ноту протеста. Вышеупомянутые острова в ноте обозначили принадлежащими Ирану «до скончания веков». Спорные острова, находящиеся близ Ормузского пролива и предположительно располагающие большими запасами полезных ископаемых, были оккупированы Англией в период с 1903 по 1971 год. Когда британцы приняли решение покинуть острова, они передали контроль над ними ОАЭ, Иран, в свою очередь, решил вернуть контроль над этими территориями и аннексировал их в ноябре 1971 года.

«Безопасное место для туризма»

Тегеран и Москва демонстрируют обоюдное желание увеличить взаимный туристический поток как из России в Иран, так и из Ирана в Россию, так как ранее страны уже пришли к договоренности об отмене виз для туристов в составе организованных групп от пяти до 50 человек на срок до 15 дней. Главное условие: организацией должны заниматься одобренные двумя странами турфирмы, списками которых стороны и должны обменяться. Присутствовавший недавно на ПМЭФ посол ИРИ в России Казем Джалили выступил с предложением отменить визы абсолютно для всех граждан России и Ирана, совершающих поездки в эти страны.

Туристы в мечети Вакиль в Ширазе, провинция Фарс, Иран (Фото Zuma·TASS)

Облегчить оплату товаров и услуг в поездках, вероятно, поможет активно обсуждаемый проект создания совместной внутрибанковской системы, которая должна послужить альтернативой SWIFT. Кроме того, недавно появились сообщения о том, что планируемое на протяжении долгого времени объединение российской платежной системы «Мир» с иранской «Шетаб» наконец завершилось. Об этом заявил министр экономики Ирана Эхсан Хандузи. Предполагается, что данный шаг станет полезным не только для российских и иранских путешественников, но и для бизнесменов двух стран.

 

Иранская сторона заинтересована в приеме части российского турпотока в условиях, когда выбор российского туриста существенно сузился после практически полного закрытия европейского направления. В частности, в 2022 году власти Исламской Республики организовали специальные ознакомительные поездки для представителей 15 туроператоров и турагентств из России. По словам Лейлы Аждари, главы комитета по выходу на новые рынки и развитию иностранного туризма Министерства культурного наследия, туризма и прикладных искусств Ирана, «российские туристы горячо желают путешествовать по новым и неизведанным направлениям». При этом в открытом доступе практически невозможно найти достоверных статистических данных о том, насколько в действительности велик турпоток из России в Иран. Нет и результатов опросов о том, насколько горячо желание отправиться именно в эту неизведанную страну среди россиян. По данным Ассоциации туроператоров России, в I квартале этого года количество россиян, въезжающих в Иран, увеличилось вдвое по сравнению с допандемийным 2019-м — в общей сложности Исламскую Республику с января по март текущего года посетили  10400 граждан России, в прошлом году их было 3400, а в 2019-м — 5000 человек.

После завершения пандемии Иран решил сосредоточиться на привлечении в страну главным образом граждан шести стран: Турции, России, Азербайджана, Ирака, Омана и Китая. С этой целью иранские представители туриндустрии ставят перед собой задачу «внушить иностранцам понимание, что Иран — безопасное место для туризма». По мнению Лейлы Аждари, сделать это можно путем мощной информационной кампании в этих странах с рассказом об основных преимуществах отдыха в Иране. Сообщается, что иранская сторона уже пытается договориться с некоторыми российскими телевизионными каналами с целью популяризации иранского направления у российских граждан. 

При этом говорить о том, что на данном направлении будет наблюдаться высокая скорость роста турпотока, пока рано, учитывая тот факт, что Иран не может похвастаться инфраструктурой и уровнем сервиса многих излюбленных россиянами курортов. Как отмечал посол России в Иране, самое главное препятствие роста количества российских туристов — законы шариата, которые обязаны соблюдать все приезжающие без исключения. В Исламской Республике легально нельзя распивать алкоголь, оголять некоторые части тела, причем это запрещено и в туристических местах. Особенно актуальны эти правила сейчас, когда иранские власти вновь возродили практику специальных патрулей, следящих за тем, чтобы женщины носили хиджаб в общественных местах. На данном этапе неизвестно, будут ли какие-то исключения для туристок, однако пока нет никаких оснований полагать, что они могут рассчитывать на привилегированное положение. Как сообщает Bloomberg, наказание коснется женщин, даже если они слегка приспустят платок, находясь за рулем.

Говоря о бюджетности этого направления, стоит отметить, что недорогой поездка в Иран пока может быть только для тех путешественников, которые организуют свои поездки самостоятельно, знают фарси и осведомлены о местных сервисах букинга и трансферов. При грамотной организации тура своими силами в среднем поездка на 10 дней может, по опыту таких путешественников, обойтись даже в 40 000-50 000 рублей на двоих без учета перелета. Билет Москва-Тегеран сейчас можно купить дешевле 20 000 рублей. А вот в случае организованных групповых поездок стоимость среднего тура на 12 ночей, к примеру, в начале сентября от аккредитованных агентств стартует от 130 000 рублей на одного человека. В условиях наличия выбора высока вероятность, что россияне предпочтут  другие популярные направления, например, Турцию или ОАЭ.

 

Безысходность или стратегическое сотрудничество?

Укрепление политических и экономических связей с Россией может в немалой степени помочь Тегерану стабилизировать внутриполитическую обстановку в обществе, до сих пор испытывающем на себе афтершоки масштабных протестов, в частности, в виде инфляции, которая, по данным Trading Economics, составляет уже более 50%. 

В то же время в последние месяцы отчетливо прослеживаются стремления администрации Ибрахима Раиси вернуться к обсуждению ядерной сделки с США. Активизация этих обсуждений выгодна Тегерану и в перспективе могла бы обеспечить возвращение на западные рынки. Однако переговоры существенно осложняются обвинениями в адрес Ирана в военной поддержке России. 

Вдобавок к этому Россия и Иран при видимых намерениях сотрудничать в газовой сфере, выражающихся, в частности, в совместных проектах с «Газпромом» остаются конкурентами в борьбе за рынки сбыта. Дисконты на нефть и газ, предоставляемые Россией на свои энергоносители после введения западных санкций, тоже не особо способствуют увеличению прибылей Ирана — более того, потребители иранского газа, учитывая ситуацию на региональных рынках, требуют дисконта и для себя. По мнению Никиты Смагина, эксперта Российского совета по международным делам и корреспондента ТАСС в Иране в 2019-2022 годах, Россия не заинтересована в том, чтобы Иран выбирался из своего газового болота. Кроме того, по мнению эксперта, иранская политическая элита традиционно испытывала недоверие к России. «На протяжении веков Российская Империя, СССР, а затем и Российская Федерация относились к Ирану с колониалистской позиции, проявляя интерес главным образом к природным ресурсам этой страны», — объясняет эксперт настороженность со стороны части иранского общества. Тенденции последних лет, по мнению Никиты Смагина, заключаются в том, что Иран стал для России «скорее необходимостью, чем возможностью». 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+