«Известия» узнали о решении правительства узаконить «каннибализацию» самолетов
Правительство России в конце декабря приняло поправки, дающие право российским авиакомпаниям и предприятиям снимать исправные запчасти с одних самолетов для их хранения или установки на другие, выяснили «Известия» в авиаотрасли. Кабмин разрешил также устанавливать неоригинальные иностранные запчасти на суда и продлевать сроки техобслуживания лайнеро
В России узаконили «каннибализацию» самолетов, пишут «Известия» со ссылкой на источники в авиационной отрасли. Соответствующие поправки правительство приняло в декабре, но официальные документы авиаперевозчики не получили, отмечают в авиакомпаниях. Эксперты указывают, что «каннибализация» самолетов (снятие исправных запчастей с одних самолетов для установки на другие) — распространенная мировая практика, требующая четкого регламента.
Российские авиакомпании в августе попросили Минтранс узаконить «каннибализацию» самолетов, объяснив это необходимостью «гибко управлять исправностью парка». По словам источников издания, на снимаемые с самолета детали должны быть оформлены разрешительные документы — талоны летной годности, паспорта (этикетки). При снятии предписывается задокументировать оценку состояния деталей и провести анализ их предшествующей эксплуатации, при установке на другой самолет — провести тестирования и повторную оценку состояния.
Кабмин теми же поправками в постановление правительства разрешил устанавливать на иностранные самолеты (разработчики — Boeing, Airbus, Embraer) в России неоригинальные зарубежные запчасти. Детали, не предусмотренные документацией разработчиков, смогут изготавливать только компании, которые получили одобрение от шести иностранных авиавластей, по процедурам, аналогичным регламенту, предусмотренному американским законодательством (предполагает сертификацию производителей запчастей самолетов). Собеседники газеты рассказали, что переустановка запчастей с самолета на самолет и установка неоригинальных комплектующих, одобренных в Евросоюзе и США, практиковалась в России и в предыдущие годы.
По предположению одного из источников газеты, эти запасы заканчиваются, появилась необходимость использовать компоненты иранского и китайского производства. Несколько источников «Известий» среди авиаперевозчиков и компаний по техобслуживанию и ремонту сообщили, что никто новые нормы до сих пор не прислал. По данным другого собеседника, авиарегулятор пока определяется, как донести эту скрытую от широкой общественности информацию до адресатов.
В середине августа «Известия» со ссылкой на письмо президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна сообщали о просьбе авиакомпаний узаконить «каннибализацию» самолетов. Тасун тогда отмечал, что перестановка компонентов является общемировой практикой, которая позволит российским авиакомпаниям «гибко управлять исправностью парка самолетов». Сделать это предлагалось путем внесения изменений в мартовское постановление правительства об особенностях разрешительной деятельности России в его авиационной части.
В мае компания IBA прогнозировала, что российские авиаперевозчики в течение трех месяцев могут столкнуться с необходимостью разбирать самолеты на запчасти, причем раньше всех это грозит «Аэрофлоту». Действительно «Аэрофлот» и другие авиакомпании начали разбирать самолеты, чтобы обеспечить «бесперебойный канал поставки запчастей», рассказывали источники Forbes и Reuters. В сентябре Международная организация гражданской авиации (ICAO) почти на четверть снизила свою оценку летной годности российских авиакомпаний. В таблице ICAO с названиями 187 государств появился красный флажок, который значит, что государство недостаточно с точки зрения организации контролирует безопасность полетов.
«Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Минтрансе, АЭВТ и двух авиакомпаниях писал, что по негативному сценарию программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 года со второго полугодия 2022 года разборка самолетов на запчасти будет обеспечивать летную годность оставшегося в эксплуатации авиапарка. По словам источника газеты в Минтрансе, под угрозой разборки находится от половины до двух третей иностранных самолетов.