Антимонопольное ведомство ЕЭК обвинило «Яндекс» в дискриминации конкурентов на российском рынке. ФАС уже вела аналогичное разбирательство против компании, по которому ей может грозить штраф в размере около 4 млрд рублей
В работе «Яндекса» на рынке России выявлены «признаки нарушений» правил конкуренции, следует из определения, вынесенного Департаментом антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по итогам расследования практики дискриминации бизнеса со стороны цифровых экосистем. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на копию документа, подлинность которой подтвердил глава департамента Алексей Сушкевич.
«Это приводит к вытеснению рекламных блоков в результатах поисковой выдачи в пользу сервисов ООО «Яндекс», — указывается в документе.
Компания, по данным департамента, старалась в первую очередь показывать рекламу своих сервисов и отказывала в выдаче другим рекламодателями. Второе нарушение — пункт в Правилах показа рекламы в «Директе», по которому рекламодателю может быть отказано в показе объявления, если оно вытесняет рекламный блок сервисов «Яндекса». Третье выражается в том, что «Яндекс» дает доступ к «колдунщикам» (виджеты, которые отображаются вверху поисковой выдачи) только при подключении «Яндекс.Метрики» и платежного сервиса Yandex Pay.
Сушкевич отметил, что «колдунщики» есть и у Google, но тот «предоставляет доступ к обогащенным ответам конкурирующим сервисам, в том числе за плату». Он добавил, что ЕЭК не может возбудить дело в связи с тем, что установить доминирующее положение «Яндекса» на рынке двух и более государств — членов ЕАЭС не удалось. Поэтому «все материалы расследования переданы ФАС».
ЕЭК — это регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС), решения которого обязательны для исполнения в России, Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.
В ФАС на запрос газеты не ответили. Преcc-служба «Яндекса» заявила Forbes, что ЕЭК не установил доминирования и не нашел признаков нарушений со стороны компании на рынке рекламы в рамках ЕАЭС. «Рынок рекламы в России, в отличие от других стран, характеризуется высокой конкуренцией, где наряду с разными отечественными медиа, в том числе ТВ, радио, наружной рекламой, прессой, интернетом, значительную роль играют международные рекламные системы», — говорится в пресс-релизе. В нем отмечается, что обсуждение обогащенных ответов, которые не являются рекламным форматом, компания активно ведет совместно с ФАС и другими участниками рынка.
По мнению зампреда комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолия Семенова, выводы департамента ЕЭК вряд ли скажутся на решении ФАС, которое, скорее всего, будет определяться «позицией, которую служба заняла ранее».
ФАС уже рассматривала дело против «Яндекса» о «колдунщиках» по жалобе онлайн-сервисов. В феврале она обязала «Яндекс» в течение месяца перестать давать преимущества своим сервисам. «Яндекс» подал ходатайство о переносе сроков, после чего ФАС завела против «Яндекса» дело за неисполнение требований. В июне «Яндекс» подал в суд на ФАС, потребовав признать незаконным возбуждение дела из-за «колдунщиков». В ноябре после ходатайства компании об отложении рассмотрения «в целях мирного урегулирования спора» суд перенес его на декабрь.
Антимонопольная служба уточняла, что если ограничение конкуренции «Яндексом» будет установлено, то компании грозит «оборотный штраф от суммы выручки на рынке». Из отчета за второй квартал Yandex N.V. (головная структура «Яндекса») следует, что потенциальная сумма для решения нормативно-правовых вопросов, связанных с разбирательством, может составить 4,4 млрд рублей.