ФАС обязала «Яндекс» прекратить давать преимущество в поиске собственным сервисам
ФАС обязала «Яндекс» прекратить предоставлять преимущество в поисковой выдаче собственным сервисам и обеспечить равный доступ к виджетам, которые отображаются в результатах поиска, всем компаниям. Жалобу на IT-гиганта отправили несколько сервисов, среди которых Avito, ЦИАН и Ivi.ru
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обязала «Яндекс» прекратить предоставлять собственным сервисам преимущества в поисковой системе, сообщается на сайте ФАС.
В предупреждении службы говорится, что у собственных сервисов «Яндекса», среди которых «Яндекс.Вертикали», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы» и «Кинопоиск», было преимущество по продвижению и привлечению внимания пользователей в поисковой системе. В частности, речь идет об отображении «колдунщиков» (интерактивных элементов, которые отвечают на запрос пользователя на странице с результатами поиска: например, прогноз погоды или перевод слова) и «объектных ответов» (элементы, расположенные справа от результатов поиска) на страницах поисковой выдачи «Яндекса».
При этом, отмечает ФАС, у сервисов, не входящих с «Яндексом» в одну группу, такой возможности нет или же она не соответствует тем техническим, визуальным и другим преимуществам интерактивных ответов поиска, которые получают сервисы «Яндекса».
Акции «Яндекса» упали на объявлении финансовых результатов: что не понравилось инвесторам
Служба назвала такие условия неравными и дискриминационными и заявила, что «Яндекс» должен прекратить предоставлять преимущества собственным сервисам. ФАС также обязала компанию открыть сервисам, не входящим в «Яндекс», доступ к подобным возможностям продвижения в ее поисковой системе и обеспечить отображение этих сервисов по единым правилам ранжирования «на равных условиях, не допуская преимущественной демонстрации сервисов лиц, входящих в группу лиц ООО «Яндекс». На исполнение этих требований «Яндексу» дали месяц.
«Яндекс» не согласен с предупреждением ФАС и считает, что исполнение всех ее требований ухудшит качество поиска для пользователя и положение поиска «Яндекса» на рынке по сравнению с конкурентами, сообщил представитель компании. По его словам, никакой сервис «Яндекса» или другой компании не имеет никаких приоритетов в поиске.
Yandex возглавил рейтинг лучших работодателей России
Летом 2020 года онлайн-сервисы Avito, ЦИАН, Profi.ru, 2ГИС и Ivi.ru, а также «Дром», Туту.ру и Zoon.ru пожаловались на «Яндекс» в ФАС, потребовав провести расследование. Они утверждали, что «Яндекс» с помощью «колдунщиков» уводит пользователей из поиска на собственные сервисы, выдавая им преимущество перед конкурентами при ранжировании результатов в поиске. В результате конкуренты сервисов «Яндекса» теряют трафик и вынуждены больше тратить на продвижение, жаловались компании.
«Яндекс» сообщил об утечке данных почти 5000 пользователей почтового сервиса
Авторы обращения в ФАС назвали решение службы знаковым для IT-отрасли и отметили, что благодаря этому «конкуренция на российском рынке получила шанс на нормализацию». «Вынесенное предупреждение в адрес «Яндекса», крупнейшей отечественной ИТ-компании, — огромный шаг вперед для российского антимонопольного регулирования. Российский регулятор подтвердил независимость своей позиции и при этом поддержал мировую тенденцию по ограничению власти цифровых гигантов», — заявил директор по юридическим вопросам «Авито» Виктор Топадзе.
«В США и Европе мы видим гораздо большую активность бизнеса против монополистов. Уверен, что на самом деле гораздо больше онлайн-сервисов страдают от действий «Яндекса», но их голос не слышен. Чем больше игроков будет включаться в активную дискуссию, тем больше шансов на успех», — считает директор «Дрома» Алексей Фищенко.