Российское авторское общество возобновило взыскание долгов по сборам за использование музыки после приостановки в начале пандемии. Организация собирает вознаграждение за публичное воспроизведение музыки с ресторанов, телеканалов, кинотеатров и других компаний, а затем распределяет его среди авторов
Российское авторское общество (РАО), которое собирает вознаграждение за публичное воспроизведение музыки с ресторанов, телеканалов, кинотеатров и других компаний, возобновило подачу исков к должникам в суд. Начиная с сентября организация каждую неделю подает десятки исков к ним, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы базы суда и представителей РАО. Представители кинопоказа и концертной индустрии считают необходимым пересмотр ставок сборов в пользу РАО.
В 2020 году пользователи приостанавливали выплаты вознаграждений, а организация «максимально долго шла навстречу», сообщил исполнительный директор РАО Алексей Карелов. По его оценке, с начала года бизнес начал восстанавливаться, а РАО «приняло решение о возобновлении судебных взысканий», поскольку правообладатели «нуждаются в поддержке». По данным СПАРК, за 2020 год РАО подало 911 исков на 140,8 млн рублей, в 2021 году на 27 ноября зарегистрировано уже 1175 исков на 185,7 млн рублей.
Для сравнения — в 2018 году РАО выступило истцом в 2230 исках на 447 млн рублей, а в 2019 году — в 1863 исках на 326 млн рублей. В 2020 году сборы РАО упали на 35%, до 3,27 млрд рублей, следует из его отчета. По словам Карелова, наибольшую задолженность за пандемию накопили кинотеатры и организаторы массовых мероприятий.
Глава Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Олег Березин подтвердил рост числа судебных претензий РАО. АВК, со своей стороны, настаивает на пересмотре порядка начисления вознаграждений. Сейчас кинотеатры должны перечислять РАО 0,8–3% кассовых сборов, а поскольку половину они отдают дистрибьюторам, то доля доходит до 6%, пояснил он.
«Мы считаем, что 0,5% от кассового сбора фильма достаточно и платить нужно только российским композиторам и за российские фильмы, а ставки и условия отрегулировать постановлением правительства. Сейчас РАО решением своего совета что-то само себе устанавливает», — отметил Березин.
По словам управляющего партнера Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, около 85% исков РАО адресовано к ИП и субъектам малого и среднего бизнеса, крупные иски к производителям контента единичны. Суды, как правило, встают на сторону РАО, отметил юрист «Арбитража.ру» Игорь Вершинин. «Многие дела рассматриваются в порядке упрощенного производства. По статистике, вероятность удовлетворения иска к пользователю авторских прав более 90%», — сказал он.
Общественный омбудсмен в сфере культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских сообщила, что представители концертной индустрии регулярно получают иски от РАО и тоже хотели бы договориться о пересмотре ставок. «С марта 2020 года обороты отрасли сократились на 90%, но РАО не снижает ставки», — сказала она, добавив, что диалог с РАО не дал никаких результатов.