К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дело времени: почему «Магнит» и «Лента» решились покупать конкурентов именно сейчас

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
На прошлой неделе в российском ретейле произошли две крупные сделки: «Лента» объявила о покупке сети супермаркетов Billa, а «Магнит» заявил о готовности купить «Дикси». Старший аналитик по потребительскому сектору Sova Capital Артур Галимов рассказывает, почему сейчас самое подходящее время для консолидации рынка продуктовой розницы в России

Обе сделки — «Магнита» с «Дикси» и «Ленты» с Billa — вполне закономерны. Они вряд ли могли состояться год, два или три назад по ряду причин. В 2021 году ретейлеры планировали органически увеличивать рыночную долю, при этом не исключая возможности комплиментарных сделок слияний и поглощений. До тех пор «Магнит» и «Лента» активно занимались трансформацией своего бизнеса, совершенствовали операционные показатели, привлекли новый менеджмент и подошли к моменту, когда пора ускорять темпы роста. В 2018 году основатель «Магнита» Сергей Галицкий продал акции банку ВТБ. В 2019 году сменился собственник «Ленты» — им стал миллиардер, совладелец «Севергрупп» Алексей Мордашов. Смена владельца в «Ленте» повлияла и на стратегию развития, так как старая модель больше не была жизнеспособной.

К концу 2020 года «Магнит» занял сильную финансовую позицию — с большим объемом денежных средств на балансе и достаточно низким уровнем долговой нагрузки. Соотношение чистого долга к EBITDA составило 1,1. За счет покупки «Дикси» «Магнит» в один момент решает свою давнюю задачу — резко увеличивает рыночную долю в Москве, Московской области и на северо-западе, где исторически его присутствие было слабым.

Притяженья больше нет: зачем владельцы «Дикси» продают сеть «Магниту»

 

Известно, что «Магнит» заплатит за покупку 2612 магазинов «Дикси», 39 «Мегамартов» и пяти распределительных центров более 92 млрд рублей. Много это или мало? Простая арифметика показывает, что каждый купленный магазин «Дикси» (за вычетом оценочной стоимости «Мегамартов» и распределительных центров) обойдется ретейлеру в 30 млн рублей, притом что затраты на один магазин «Магнит» составляют в среднем около 10-15 млн рублей (в зависимости от площади).

За что готов переплатить второй крупнейший игрок в стране? Большая часть магазинов «Дикси» — зрелые, они имеют качественные локации с уже сформировавшимися потоками покупательского трафика. Без сделки, путем органических открытий «Магниту» пришлось бы потратить гораздо больше времени, чтобы достичь аналогичного результата, причем качество локаций, скорее всего, было бы ниже.

 

За 2020 год продуктовая сеть «Дикси» как один из бенефициаров коронакризиса заметно улучшила свои финансовые показатели. По итогам прошлого года выручка компании выросла на 8,6%, до 304 млрд рублей, чистая прибыль составила 7 млрд рублей, рентабельность по чистой прибыли — 2,4% (данные РСБУ). «Магнит» пообещал сохранить бренд «Дикси», а это значит, что, несмотря на смену собственника, бизнес продолжит непрерывно работать и генерировать денежный поток без остановки на ребрендинг и ремонт (в среднем 9-14 млн для одного магазина).

У покупателя немецких супермаркетов Billa — компании «Лента», которая объявила о сделке 19 мая — стратегия несколько отличается. С одной стороны, покупка стала вполне логичным шагом для компании, которая весной объявила, что не будет дальше открывать «большие коробки» гипермаркетов, а займется развитием новых для себя малых форматов — магазинов «у дома» («Лента мини») и супермаркетов. Преимущество сделки заключается в укреплении позиций  «Ленты» в Москве, где расположено абсолютное большинство приобретаемых магазинов. Число супермаркетов ретейлера удвоится, и он станет вторым по числу магазинов этого формата в столице после «Перекрестка» X5 Retail Group.

«Смотрели все варианты»: зачем миллиардеру Алексею Мордашову убыточные супермаркеты Billa

 

С другой стороны, Billa — не такой успешный актив с точки зрения финансовых показателей, как «Дикси» у «Магнита». В 2018-2020 годах российское подразделение Billa генерировало убытки. Выручка компании за последний год сократилась на 3,7% и составила 48 млрд рублей, убыток — 1,7 млрд рублей. Последний раз она получила чистую прибыль в 2017 году, с 2018-го Billa не выплачивала дивиденды. В прошлом году компания начала оптимизировать портфель, закрывать убыточные точки. Очевидно, развивать бизнес в России западному акционеру (Rewe Group — одна из крупнейших в Европе) было непросто: предложение от «Ленты» стало неплохим выходом из актива.

Сумма сделки составит €215 млн (или 19,4 млрд рублей по курсу на 19 мая). Однако это не все траты «Ленты»: компания объявила, что магазины сети будут переведены под ее бренд, а торговая марка Billa прекратит свое существование. Ребрендинг и интеграция не смогут пройти одномоментно: они растянутся во времени, а также потребуют от нового владельца дополнительных вложений — до 10 млрд рублей (плюсом к сумме сделки).

Как изменится расстановка сил в продовольственном ретейле после сделок и представляет ли консолидация угрозу для лидера отрасли — X5 Retail Group? В 2021 году «Магнит» может обойти Х5 по объему торговых площадей: к концу этого года первый будет управлять 8,9 млн кв. м (из них 850 000 кв. м у «Дикси»), а второй — 8,4 млн кв. м. Но стоит отметить, что расчет площадей «Магнита» включает дрогери-сеть «Магнит Косметик» — 1,6 млн кв. м. Разрыв по выручке между конкурентами к концу года сократится, но Х5 сохранит лидерство — около 2,2 трлн рублей против чуть менее чем 2 трлн рублей у «Магнита» и «Дикси» вместе взятых. К существенному обострению ценовой конкуренции в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге это также не приведет. Во-первых, поведение всех игроков ретейла сейчас достаточно рационально. Во-вторых, «Магнит» не станет резко снижать цены и обострять конкуренцию, так как сейчас ретейлер больше сфокусирован на эффективности бизнеса, рентабельности и отдаче на капитал.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Лидеры продаж: пять крупнейших российских ретейлеров

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+