К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Оптом и в розницу. Зачем ВТБ покупает треть «Магнита» и что из этого получится

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Продажа 29,1% акций «Магнита» банку ВТБ может побудить иностранных инвесторов и миноритариев избавиться от своих долей в торговой сети, считают некоторые участники рынка. Что ожидает детище Сергея Галицкого под контролем ВТБ и есть ли у него будущее на рынке?

Банк ВТБ приобретет 29,1% акций сети розничных магазинов «Магнит» у ее основателя и совладельца Сергей Галицкого. О заключении соответствующего соглашения заявили президент ВТБ Андрей Костин и сам Сергей Галицкий на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Сумма сделки составит 138 млрд рублей — как отметил Андрей Костин, речь идет об одной из крупнейших операций в сфере слияния и поглощения в этом году.

После ее завершения Сергей Галицкий останется миноритарным акционером «Магнита» с пакетом в 3%. Кроме того, в ближайшее время он покинет пост гендиректора компании — с 17 февраля торговую сеть возглавит нынешний финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан. Совет директоров уже одобрил отставку Галицкого.

Миллиардер продает свои акции с дисконтом к рынку. Согласно пресс-релизу ретейлера, сумма покупки составит 4660, 9 рубля за бумагу, тогда как по итогам торгов в четверг, 15 февраля, бумаги «Магнита» на Московской бирже стоили 4 850 рублей. Таким образом, ВТБ получил от Галицкого «скидку» в 3,9%. Сам основатель «Магнита» объяснил продажу акций расхождениями во взглядах на развитие компании с другими акционерами.

 

Он отметил, что опыт и финансовые ресурсы группы ВТБ помогут «Магниту» выйти на качественно новый уровень развития. В пресс-релизе «Магнита» также сообщается, что ретейлер и ВТБ планируют сохранить дивидендную политику компании и выплатить прибыль акционерам уже во второй половине 2018 года. Торговая сеть также собирается рассмотреть возможность обратного выкупа своих акций в 2018 году, при этом часть бумаг будет использована для «долгосрочного стимулирования менеджмента компании». По данным отчетности ретейлера за 2017 год, к 30 июня прошлого года доля Галицкого в «Магните» составляла 35,1%, еще 63,5% акций находились в свободном обращении. К 30 января доля основателя в уставном капитале ретейлера снизилась до 31,79%.

Акции «Магнита» отреагировали на сообщение о продаже резким снижением. На торговой сесcии в пятницу, 16 февраля, котировки бумаг «Магнита» рухнули к 15.30 мск на 6,3% до 4546 рублей. В моменте их падение достигало 7%. Бумаги ВТБ, напротив, показывают сдержанный рост: к этому же времени они подорожали на 0,78% до 0,047 рубля. Примечательно, что накануне Андрей Костин допустил кратковременное снижение котировок акций ВТБ на новостях о сделке — об этом он сообщил журналистам в кулуарах инвестиционного форума в Сочи.

 

Зачем «Магнит» нужен ВТБ

На момент публикации материала пресс-служба ВТБ не ответила на запрос Forbes о причинах интереса группы ВТБ к торговой сети «Магнит». Между тем накануне объявления о сделке РБК со ссылкой на первого зампреда правления ВТБ Юрия Соловьева сообщил, что банки и «Магнит» договорились о создании совместного сервиса по доставке товаров из магазинов сети курьерами «Почты России». На конец 2017 года «Почта России» насчитывала 42 000 отделений, «Магнит» — 16 300 магазинов, две трети из которых — в городах с населением ниже 500 000. Заключение стратегического партнерства между банком и ретейлером означает фактическое объединение инфраструктур «Почты России» и «Магнита».

По словам Юрия Соловьева, стороны договорились о сделке примерно за полгода. «Мы давно являемся обслуживающим банком для «Магнита». Диалог вели давно, и в диалоге родилось совместное решение [о сделке]», — цитирует Соловьева РБК.

Группа ВТБ уже осуществляла сделки по покупке долей в ретейлерах — в 2011 году «ВТБ Капитал» приобрел пакет акций сети гипермаркетов «Лента» и затем постепенно сокращал долю в ней, напоминает старший портфельный управляющий УК «Капиталъ» Вадим Бит-Аврагим. «Скорее всего, ВТБ наймет команду менеджеров, которая займется обновлением ассортимента, экспансией, улучшением продукции, а потом продаст пакет глобальном инвестору. При этом сеть может увеличить свой долг», — прогнозирует финансист.

 

Бит-Аврагим не усматривает среди причин сделки какие-то проблемы с кредитами, полученными от ВТБ, так как совокупный долг «Магнита» совсем небольшой. Соотношение чистый долг/EBITDA у ретейлера, по данным отчетности, всего 1,3, что свидетельствует о низкой долговой нагрузке.

Сейчас довольно трудно сказать, какой характер носит сделка между банком и торговой сетью — инвестиционный или стратегический, считает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов. «Поскольку у ВТБ есть достаточно большое подразделение, которое занимается прямыми инвестициями, то можно сказать, что у банка есть ресурс для развития компании и повышения ее стоимости. С одной стороны, ВТБ может повысить стоимость компании и продать инвесторам. С другой, у банка много розничных клиентов и он сейчас получил еще одну точку доступа к рознице. Тут может быть хорошая интеграция — развитие маркетплейса, экосистемы и так далее», — говорит он.

На рынке эту сделку уже окрестили предпосылкой к созданию «министерства розничной торговли», отметил управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его мнению, объединить банковский бизнес с ретейлом может быть неплохой идеей — тем более, что «Магнит» готов продать пакет очень дешево из-за относительно слабых финансовых показателей. Рост выручки за год у компании составил всего 6,4% по сравнению с 25%  у ближайшего конкурента — X5 Retail Group. Сокращение чистой прибыли за год на 34,7% тоже сыграло свою роль в решении Галицкого продать свой пакет акций, отмечает Жарский.

«ВТБ хорошо знает актив, который он покупает, ведь он участвовал допэмиссии и обслуживает операционную деятельность сети. Полагаю, что те, кто разочаровался в «Магните» и продавал его сегодня, возможно, поторопились — когда «министерство розничной торговли» в лице ВТБ, «Магнита», Почта-Банка наберет обороты, оно сможет конкурировать с X5 и «Лентой», — говорит эксперт. По его словам, если объединить банк и розничный магазин, то может получиться весьма интересная бизнес-модель, позволяющая одной рукой выдавать кредитные карты, а другой — продавать по всей сети продукты, просчитывая платежеспособность покупателя и его лояльность.

Для самого ВТБ покупка акций «Магнита» не несет особенных рисков, но она будет довольно тяжелой с точки зрения выполнения регуляторных требований, считает начальник отдела валидации «Эксперт РА» Станислав Волков. Дело в том, что вложения банка в акции нефинансовых организаций оказывают давление на норматив Н12, максимальное значение которого ограничено 25%. «С учетом того, что на конец 2017 года, перед слиянием с ВТБ24, Н12 у ВТБ составил 16,3%, дополнительные 138 млрд рублей могли бы привести к нарушению этого норматива», — говорит аналитик. Он добавляет, что сделку позволяет провести прирост капитала ВТБ за счет слияния с ВТБ24, который почти не вкладывался в акции нефинансовых компаний (у ВТБ24 перед слиянием Н12 был менее 3%). Однако запас по нормативу Н12 окажется небольшим — по оценкам «Эксперт РА», после сделки значение Н12 составит около 22%.

 

Что будет с акциями «Магнита»

Вадим Бит-Аврагим полагает, что дальнейшая судьба «Магнита» во многом зависит от реакции иностранных инвесторов на сделку — учитывая free-float акций «Магнита» свыше 60%, таких игроков довольно много. «Банк ВТБ находится под санкциями, которые в перспективе могут быть расширены, поэтому реакция иностранных инвесторов может существенно сдвинуть стоимость бумаг вниз. Но если фонды не начнут выходить из капитала ретейлера, то это будет позитивным сигналом для него», — объясняет финансист.

Миноритарные акционеры «Магнита» уже выразили недовольство сделкой между ВТБ и «Магнитом». «Она явно структурирована так, чтобы не делать оферту миноритарным акционерам. Ведь по закону при покупке 30% акций необходимо предложить выкуп бумаг миноритариям. Ситуация выглядит так, будто ВТБ специально купил пакет чуть меньше, чтобы избежать этой нормы», — говорит собеседник Forbes в одном из международных инвестиционных фондов, который владеет акциями «Магнита».

Он отметил, что за последние несколько лет ВТБ неоднократно покупал крупные непрофильные активы, такие как телеком-оператор Tele2 и ретейлер «Лента». «В результате, наличие группы ВТБ в качестве акционера не привело в бурному росту и развитию этих бизнесов», — считает финансист. Фонд еще не решил, как поступить с имеющимися акциями «Магнита» в портфеле — он сделает это, когда прояснятся детали новой стратегии развития ретейлера. «Здесь интересно, как сам ЦБ отреагирует на сделку по покупке столь крупного непрофильного актива госбанком. Помнится, когда Сбербанк покупал медицинский стартап Docdoc за куда меньшие деньги — регулятор согласовывал эту сделку довольно долго», — подытоживает собеседник Forbes.

Похожим образом высказался и директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко, который заявил «Ведомостям», что сделка «структурирована безобразно» и является «плевком в лицо инвесторам». «У нас очень небольшая доля (в «Магните»), но мы добивались равного отношения ко всем инвесторам и в гораздо более маленьких компаниях. А здесь речь идет о двух столпах российского фондового рынка», — цитируют финансиста «Ведомости».

 

Инвесторам стоит занять выжидательную позицию в отношении акций «Магнита», убежден Бит-Аврагим.  «Нужно смотреть на развитие событий и не принимать пока поспешных решений. Представители ВТБ заявили, что во втором квартале 2018 году будут выплачивать дивиденды. К тому же, если ВТБ будет готовить этот пакет к продаже, то ему стоит нарастить свою долю до пакета в 30%. В этом случае банку придется предложить оферту миноритариям, и, возможно, уже в этом случае инвесторам стоит принять решение насчет акций «Магнита», — говорит аналитик.

Для инвесторов  «Магнита» вторая половина 2017 года стала испытанием на прочность — за полгода капитализация компании снизилась на 40%, приблизившись к уровням шестилетней давности. В начале 2018 года котировки продолжили плавное снижение, и к середине февраля бумага потеряла еще приблизительно 17% стоимости, напоминает управляющий активами ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Павел Чичканов. По его мнению, сегодня, после объявления о сделке, ситуация с «Магнитом», наконец, прояснилась. «Пока трудно прогнозировать, насколько успешным будет управление ВТБ таким крупным ретейлером. Однако акции «Магнита» выглядят существенно перепроданными, в ближайшее время можно ожидать отскока вверх. Считаем перспективной покупку акций Магнита  по текущей цене, около 4535 рублей. В течение 2-3 месяцев они могут дорасти до уровня 5400 рублей, после чего от них можно избавляться», — резюмирует Чичканов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+