К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Притяженья больше нет: зачем владельцы «Дикси» продают сеть «Магниту»

Фото Андрея Гордеева / Ведомости / ТАСС
Фото Андрея Гордеева / Ведомости / ТАСС
Владельцы группы «Дикси» Игорь Кесаев, Сергей Кациев и Сергей Студенников договорились о продаже части активов второй по обороту розничной сети в стране, «Магниту». Почему это произошло?

Владельцы третьей по обороту розничной компании, «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», включающей сети «Дикси», «Мегамарт», «Виктория», «Бристоль» и «Красное & Белое», договорились о сделке со вторым по обороту игроком на этом рынке, «Магнитом». В сообщении ретейлера говорится, что через основную операционную дочку — «АО Тандер» — «Магнит» готов приобрести более 2600 магазинов «Дикси» и 39 «Мегамартов» за 92,4 млрд рублей. Сделку планируется закрыть 31 августа, но с учетом возможного продления срока еще на месяц. В релизе «Магнита» отмечается, что закрытие сделки зависит от согласования с Федеральной антимонопольной службой и выполнения ряда других условий.

«Магнит» договорился о покупке сети «Дикси»

Вернуться в борьбу за лидерство

Согласно официальному релизу, «Магниту» достанется актив холдинговой компании DIXY Holding Limited, которая управляет 2612 магазинами «у дома» «Дикси» и 39 гипермаркетами «Мегамарт». Большая часть из них (около 70% приобретаемой сети) расположены на территории Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленобласти. В рамках сделки «Магнит» также приобретет пять распределительных центров в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинской области.

 

«Ключевой интерес покупателя —  в географии приобретаемого актива», —  комментирует Михаил Бурмистров, гендиректор агентства «Infoline-Аналитика». Ретейлер получает долю в тех регионах, которые являются крупнейшими по обороту розничной торговли во всей стране. По итогам 2020 года розничный товарооборот продовольственных товаров составил 16,403 трлн рублей. Традиционно более 50% формируется в десяти регионах, основные из них — это Московская область и Москва, а также Ленинградская область и Санкт-Петербург. «Портфель существующих активов «Магнита» идеально сочетается с новыми, потому что в сделке нет никаких антимонопольных рисков. Лишь единичные объекты могут вызвать вопросы у ФАС», — говорит Бурмистров. В пресс-службе Федеральной антимонопольной службы сообщили, что ходатайство от «Магнита» в ведомство пока не поступало.

По оценке «Infoline-Аналитики», по итогам 2020 года доли двух крупнейших розничных игроков, X5 Retail Group и «Магнита», составили 12,8% и 8,8% соответственно. После закрытия сделки «Магнит» сможет нарастить свою долю до 10,6%, подсчитали в агентстве. «Покупка магазинов «Дикси» и «Мегамарт» поможет вернуться в борьбу за лидерство в розничной торговле с X5. Без этой сделки догнать конкурента «Магниту» было бы невозможно», — заключает Бурмистров.

 

В сделку не вошла розничная сеть «Виктория», состоящая из 92 супермаркетов в Москве, Подмосковье, Калининграде и Калининградской области. По словам представителя «Магнита», ему интересны исключительно «Дикси» и «Мегамарт», «Виктория» — нет. «Актив [«Виктория»] едва ли долго просуществует отдельно. Владельцам «Меркурия» неинтересно продолжать его развивать из-за растущей конкуренции на продовольственном рынке и ограниченных инвестиций в этот формат», — считает Бурмистров. Кроме того, бизнес «Виктории» представляет собой две автономные части — в Москве и Калининграде. «Магнит» в Калининграде не представлен, в отличие от супермаркетов «Перекресток» X5 Retail Group. Х5 может стать потенциальным претендентом на покупку «Виктории» в будущем, полагает Бурмистров. Также претендовать на актив в дальнейшем могут «Лента» и франчайзи сети SPAR («Спар Миддл Волга», «ЕвроРитейл» в Калининграде).

Битва дискаунтеров: как «Магнит» и X5 Retail Group конкурируют на рынке супердешевых товаров

14 лет с «Дикси»

Компания «Дикси» была основана в 90-х годах предпринимателем Олегом Леоновым. Со студенческих лет он торговал оленьими шкурами по комиссионным магазинам Петербурга, затем — книгами, кухонными комбайнами и газовыми пистолетами. В 1992 году 19-летний Леонов открыл дистрибьюторскую компанию «Юниленд», став партнером Unilever и Procter & Gamble. Из дистрибутивного бизнеса вырос розничный — сеть «Дикси», которая в 2007 году вышла на IPO. В результате размещения компания привлекла $360 млн (капитализация «Дикси» составила $864 млн). В этом же году Леонов продал контрольный пакет «Дикси» (около 400 магазинов) компании «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева за $600 млн.

 

Почему владельцы «Дикси» расстаются с сетью спустя 14 лет? Кесаев, Кациев и их партнер Сергей Студенников не комментируют сделку. По словам близкого к миллиардерам источника компания была непростой в управлении: «До 2013-го компания развивалась неплохо, но затем ударил кризис, менялись команды». В конце 2017 года акционеры группы «Дикси» большинством голосов одобрили делистинг акций компании с Московской биржи.

С 2012 года Сергей Кациев, который, по словам собеседника Forbes, «всегда курировал ретейловое направление», увлекся развитием нового проекта — сети алкомаркетов «Бристоль», созданной по образу и подобию челябинской сети «Красное & Белое», которую позже Кесаев и Кациев тоже приобрели. Знакомый с ситуацией менеджер говорит, что объединять алкогольный и продуктовый бизнесы было нецелесообразно, они находились на совершенно разных этапах: «Бристоль» был стартапом, который быстро рос и генерировал убытки, в то время как «Дикси» — публичная компания, получающая прибыль.

Гонка длиною в 6 лет: что стоит за слиянием сетей «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси»

Тем не менее «Дикси» в 2019 году слился с сетями «Красное & Белое» и «Бристоль», создав третий по размеру выручки ретейлер в стране (после X5 Retail Group и «Магнита»). В результате появилась компания «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», в которой основатель «Красного & Белого» Сергей Студенников получил 49%, а бенефициары «Дикси» и «Альбиона-2002» («Бристоль») Игорь Кесаев и Сергей Кациев — 51%. Позже компанию переименовали в «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», она зарегистрирована на Кипре. По словам источника, близкого к Кесаеву и Кациеву, Сергей Студенников в сделке с «Магнитом» не участвует, однако доли всех трех владельцев будут перераспределяться после завершения сделки (как именно, пока неизвестно).

Сделка с «Магнитом» может стать очень удачной для владельцев «Дикси», говорит Бурмистров. За последний год менеджмент «Дикси» провел огромную работу — повысил эффективность бизнеса, несмотря на усиление конкуренции в сегменте. По итогам 2020 года выручка компании выросла на 8,6% — до 304 млрд рублей (по данным «Спарк-Интерфакс»), чистая прибыль составила 7 млрд рублей, рентабельность по чистой прибыли — 2,4%. «Это хорошие результаты. Актив продается на пике своей стоимости и по справедливой цене, — считает аналитик. — Полученные от продажи средства владельцы смогут инвестировать в «Красное & Белое» и «Бристоль», которые демонстрируют более высокие темпы роста».

 

Крупнейшие частные работодатели России — 2020

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+