К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правила Стива Форбса: как развивать медиабизнес в эпоху интернета

Фото Michael Brennan / Getty Images
Фото Michael Brennan / Getty Images
Наследник семейного бизнеса Стив Форбс смог ответить на тяжелейшие вызовы времени, обусловленные технологической революцией, начавшейся в 1990-е годы

Преемником Малкольма Форбса как владельца Forbes стал его старший сын Стив. Ему перешли 51% акций издания, остальные отошли его трем братьям. Казалось, что он унаследовал журнал в лучшем состоянии, чем когда бы то ни было, и может если не почивать на лаврах, то быть спокойным и за свое личное и за семейное будущее, равно как за будущее журнала.

Однако именно ему, человеку с лицом скорее ученого, чем бизнесмена, пришлось отвечать на тяжелейшие вызовы времени, обусловленные в первую очередь технологической революцией, начавшейся в девяностые годы, и повлекшие за собой фундаментальные изменения как мира СМИ в частности, так и бизнеса вообще.

Стив родился в 1947 году. У него было типичное детство ребенка из благополучной семьи — престижная частная школа, Принстонский университет по стопам отца. Там, в 1968 году он решился на первое свое самостоятельное дело — вместе с друзьями основал студенческий журнал Business Today. Руководство им дало ему неоценимый опыт. Кстати, издание выходит до сих пор и является крупнейшим студенческим журналом в мире.

 

После Принстона Стив пришел в Forbes, где последовательно прошел все ступени, и начал с 1973 года вести свою колонку, показав себя тонким и вдумчивым аналитиком экономических процессов. Он получил четыре «Хрустальных совы» (уникальный случай!) — это премия, присуждаемая за наиболее точный прогноз в экономике.

Следует иметь в виду, что в 1990-е важным увлечением Форбса была политика. Если его отец замахивался на пост губернатора Нью-Джерси, то Стив изначально наметил цель гораздо выше — Белый дом. Он участвовал в кампаниях 1996 и 2000 годов, но всякий раз проигрывал праймериз республиканцев. В первом случае он уступил Бобу Доулу, во втором — Джорджу Бушу младшему. Его избирательные кампании были откровенно провальными — оказалось, что реальная политика нечто совсем иное, чем работа в журнале. Но неожиданным образом, спустя много лет выяснилось, что Форбс расчищал путь другому бизнес-лидеру, выполнив для него то, что в политическом жаргоне Америки называется test the waters.

 

Сравнение с Трампом напрашивается само собой. Они схожи во всем: Дональд родился в 1946 году, Стив — в 1947 году, у обоих деды были эмигрантами, оба выросли в обеспеченных семьях и занимались приумножением семейного капитала. И Трамп, и Форбс пришли в политику из большого бизнеса, в ряды Республиканской партии. Оба приняли участие в президентских выборах с про-бизнес повесткой. И Дональд, и Стив — медийные персоны.

Forbes при Стиве много писал про Трампа, причем вовсе не комплиментарно, заставляя того выступать с опровержениями. Ведущий автор Forbes Льюис Дворкин даже выступил в 2015 с колонкой, в которой назвал отношения между журналом и бизнесменом «forever frenemies». В итоге (и это неудивительно) Стив Форбс поддержал кандидатуру Трампа на выборах, причем в тот момент, когда почти никто из серьезных аналитиков не верил в его шансы.

Побочным следствием увлечения политикой, стали книги, написанные Стивом Форбсом и носящие характер идеологических призывов — «Новое рождение свободы: перспективы для Америки», «Как капитализм спасет нас: почему свободные люди и свободные рынки — лучший ответ в сегодняшней экономике», «Манифест свободы: почему свободный рынок нравственен, а большое правительством — нет».

 

В девяностые мир вступил в цифровую эпоху, эпоху интернета. Это означало коренное переформатирование медийного бизнеса, хотя поначалу не все оценили возможности и долгосрочные последствия всемирной сети для СМИ. У оптимистов же возникло немало иллюзий. Стремительно надувался пузырь доткомов на волне сообщений об открытии новых возможностей.

Распрощавшись с политикой, Стив Форбс сосредоточился на своей медиаимперии. Поначалу Стив мог опираться на незаменимого Джеймса Микелса, главного редактора журнала на протяжении 38 лет, который поднял тираж со 130 000 до 785 000 экземпляров. Но в 1999 году тот вышел на пенсию.

Задача, которая перед ним как владельцем, стояла, заключалась в следующем: как сохранить достоинства бренда Forbes, накопленные за восемьдесят лет, в условиях постепенного уменьшения роли «бумаги»? Другим аспектом его деятельности было приспособление издания к условиям глобализации, когда крупное СМИ уже не могло существовать только в рамках национального рынка.

В рамках последнего тренда список Forbes 500 был в 2003 году заменен другим рейтингом — Forbes Global 2000, который показывает две тысячи крупнейших компаний мира, тогда как предыдущий отражал только американские. Больше внимание стало уделяться региональным изданиям – их выходит около пятнадцати.

Сайт Forbes открылся в 1996 году. Воспринимавшийся поначалу как приложение к основному изданию, он постепенно стал центром виртуального холдинга. Forbes начал широко использовать модель «внешних поставщиков». Любой желающий (при выполнении ряда условий) может размещать свои материалы на сайте издания, и получать за это оплату согласно их трафику. То есть вдобавок к штатным журналистам на Forbes работают своего рода блогеры, у которых доход может достигать до $100 000 в год. Для рекламодателей была запущена программа BrandVoice, предлагающая схожую модель продвижения.

 

В рамках медиадиверсификации, с 2002 года на телеканале Fox запущено шоу Forbes on Fox, в котором принимают участие сотрудники журнала, и часто сам Стив. С 2007 по 2015 Форбс владел контрольным пакетом новостного агрегатора RealClearPolitics. На сайте самого издания предлагается уникальный и разнообразный видеоконтент.

Сегодня Стиву Форбсу семьдесят лет. Он один из самых уважаемых и авторитетных гуру в мире американского предпринимательства и медиа. К его мнению прислушиваются, его часто интервьюируют и  цитируют.  Он по-прежнему управляет сложным конгломератом Forbes, хотя контрольный пакет перешел руки гонконгских инвесторов. Что касается четвертого поколения семьи Форбс, то среди пятерых дочерей Стива есть Мойра, издатель ForbesWoman, частый гость на различных конференциях и шоу, ведущая программ на Forbes.com — Success with Moira Forbes и Women to Watch. Кто знает, какие инновации привнесет она в некогда семейный бизнес?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+