Психологический портрет: что такое сейфтизм

«Мой день начинается с того, что я проверяю только позитивные новости в приложении, которое фильтрует весь негатив. Никаких сообщений о войнах, катастрофах или преступлениях — только добрые истории о спасенных животных, волонтерских проектах и научных достижениях. Сейчас некоторые агрегаторы новостей делают у себя такую фильтрацию — сдвигаешь ползунок, и перед тобой только позитивные новости. Я не считаю, что чего-то лишаюсь или что-то могу пропустить: если какие-то важные вещи произойдут, я все равно о них узнаю!
На работу я добираюсь на своем автомобиле, общественный транспорт, где могут быть неприятные ситуации, я избегаю. Даже если я стою в пробке, слушаю добрые песни или музыку для медитации. В офисе у меня специально организованное рабочее место с комфортной температурой и приглушенным освещением. Я работаю в бирюзовой компании (организация без жесткой иерархии, основанная на самоуправлении и взаимном доверии. — Forbes): у нас много разных мест для отдыха и спокойной работы, никто никуда не бежит, не орет, нет горящих дедлайнов. Самое громкое пространство в офисе — кухня. Я стараюсь не участвовать в обсуждении спорных тем, особенно если они касаются политики или социальных проблем. Да и вообще обеденный перерыв провожу в одиночестве, читая вдохновляющие цитаты и просматривая милые видео с котиками. В комментарии тоже стараюсь не заходить, чтобы не наткнуться на негатив.
После работы я часто отправляюсь в спортзал, где занимаюсь йогой и медитацией — это помогает поддерживать эмоциональное равновесие. В магазинах выбираю продукты с понятными составами и четкими сроками годности.
Дома меня ждет уютный вечер с любимыми сериалами, где нет сцен насилия и травмирующего контента. Я внимательно слежу за тем, какие фильмы выбираю — никаких триллеров или драм с тяжелыми сюжетами. Выбор, конечно, небольшой, но все равно найти интересное для себя у меня получается.
Перед сном я записываю в дневник все хорошее, что произошло за день, и планирую следующий день так, чтобы избежать любых потенциальных стрессовых ситуаций. Дневник мне очень помогает: иногда я его перечитываю — и мне становится спокойно. Бывает такое, что я чувствую, словно живу в каком-то информационном пузыре, но других способов поддерживать свое душевное равновесие найти не удалось. Я знаю, что в мире происходит много плохого, но предпочитаю не думать об этом. Ведь есть столько прекрасных вещей, которые приносят радость и умиротворение. Я часто себе напоминаю, что главное — это душевное спокойствие и комфорт. Так говорят все психологи! К психологу я пока не хожу: был опыт, мне не понравилось — такое ощущение, что он специально что-то такое ищет, чтобы были переживания, слезы. Мне это не нужно, у меня все хорошо! Пусть мир вокруг бурлит и меняется, но внутри моего маленького безопасного пространства всегда царит гармония и умиротворение. И у меня прекрасно получается так жить».
Так выглядит рассказ человека с сейфтизмом. В отличие от думскроллинга, при котором человек навязчиво листает новостную ленту и погружается в негативный контент, при сейфтизме он сознательно ограждает себя от негативных новостей. Здесь лучше всего подходит выражение «Я за все хорошее против всего плохого». При сейфтизме человек пересоздает свою реальность таким образом, чтобы на его «территории» происходило только хорошее, а все плохое находилось бы за границами досягаемости. Здесь можно говорить о некоем расщеплении, когда человек выбирает только что-то одно и отрицает существование другого.
Как правило, люди, которые придерживаются сейфтизма, крайне одиноки и либо очень легкие (поверхностные) в общении и кажутся инфантильными, либо, наоборот, максимально избирательны и кажутся душными. Они находятся в своем безопасном коконе, а вокруг них создается флер блаженности. С точки зрения психологии сейфтизм рассматривается и как эпизодическое явление, и как малоадаптивная или дисфункциональная копинг-стратегия (способ адаптироваться к стрессу и перенести сложные жизненные события, сохраняя позитивное самоощущение и эмоциональное равновесие), и как элемент при ОКР, и даже как мания.
И все же сейфтизм — это не только образ действия или мышления. О феномене можно говорить как о стиле жизни или даже культуре. Изначально термин имел более широкое значение. Так, в книге американских исследователей, психолога Джонатана Хайдта и журналиста Грега Лукианова, «Изнеживание американского разума» (The Coddling of the American Mind) сейфтизм объясняется как культура, которая признает безопасность священной ценностью и позволяет людям не идти на компромиссы, которые от них требуют другие. В качестве примера авторы приводят программы американских университетов, в которых избегают тем, потенциально вызывающих дискомфорт, например насилия. И в этом, считают Хайдт и Лукианов, и состоит главная опасность сейфтизма: с одной стороны, он защищает психику, а с другой — затормаживает решение проблем, а вместе с тем и развитие общества.
Сейфтизм не стоит путать с жизнерадостностью или оптимизмом: оптимист видит что-то хорошее даже в плохом, человек с сейфтизмом не видит и отвергает плохое. Как правило, люди таких взглядов не ходят на психотерапию и не видят особых проблем в своей жизни. Но если случается что-то серьезное, то это рушит всю их картину мира и они могут провалиться в очень глубокое переживание, вплоть до депрессии. В этом и состоит одна из опасностей такого «страусиного» взгляда на жизнь, когда у человека слепое пятно и он не видит никаких проблем — ведь трудности все равно будут возникать. И абсолютно любой человек в своей жизни будет сталкиваться с утратами и кризисами — это с нами происходит гарантированно. Прожить сложное событие, столкнуться с кризисом и понять, что любой кризис — это вызов, который человек может преодолеть, и есть главная задача.
Интересные факты:
- В англоязычной среде молодежь с сейфтизмом называют поколением «снежинок». «Снежинки» требуют безопасных пространств и жалуются на малейший дискомфорт.
- Иногда сейфтизм начинается с детства и не является выбором человека: родители прячут от ребенка острые предметы, не разрешают возвращаться из школы одному и т. д. Ребенок вырастает «тепличным» и во многом неприспособленным к жизни.
- Понятие «сейфтизм» часто встречается в контексте защиты детей и возрастных цензов. Одно из проявлений такого сейфтизма — родительский контроль на гаджетах. Также существует trigger warnings (предупреждения о контенте, который может шокировать или надавить на уже полученную травму). Фильмы, книги маркируют аббревиатурой TW.
- Еще один оттенок сейфтизм получил во время пандемии коронавируса. В контексте чрезмерного соблюдения мер предосторожности сейфтизм рассматривал исследователь Принстонского университета Аллен Портер в статье о безопасности в эпоху вируса Covid-19 для Public Discourse. Он писал, что ношение тканевых масок было скорее способом чувствовать себя в безопасности, чем реальной защитой от инфекции. А психолог Памела Парески и социолог Брэдли Кэмпбелл провели аналогию с ипохондрией (ведь даже когда стало понятно, что на открытом воздухе Covid-19 передается редко, сейфтисты продолжили выступать за ношение масок на улице).
В одной лодке: известная телеведущая Опра Уинфри не смотрит новости перед сном и избегает негативного контента, предпочитая фокусироваться на вдохновляющих историях, писатель Стивен Кинг избегает страшных новостей, чтобы сохранить способность создавать свои истории. Такой же стратегии придерживается певица и актриса Леди Гага — она старается оградить себя от негативной информации, чтобы поддерживать позитивный настрой для творчества. Актер Том Хэнкс предпочитает не погружаться в негативные новости, считая, что это может повлиять на его восприятие реальности.
Что почитать на тему сейфтизма: вышеупомянутую книгу психолога Джонатана Хайдта и журналиста Грега Лукианова «Изнеживание американского разума», книгу о пользе негативного в нашей жизни от социального психолога Роя Баумайстера и редактора City Journal Джона Тирни «Эффект негативности. Как способность замечать плохое трансформирует нашу реальность», статью научного сотрудника Института американского предпринимательства Майкла Брендана Догерти «Снежинки не тают. Об истинной природе и опасности сейфтизма» и статью журналиста Роберта Стютвила «Безопасность, хрупкость и дизайн сообщества».
Что посмотреть на тему сейфтизма: фильмы, вызывающие катарсис, — драму Питера Уира «Общество мертвых поэтов», драму Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», драму «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха.
Что делать, если вы придерживаетесь культуры сейфтизма: попытаться понять, что пугает и как влияет на вас другая сторона жизни, которую вы избегаете. Можно одному, можно в контакте с психологом. Вероятно, это установки родителей, которые таким образом о вас заботились. Быть может, это способ управлять собственной жизнью, делать ее исключительно позитивной. Если вы понимаете, что таким образом лишаетесь какой-то важной части жизни, — в ваших силах все изменить. Если вас ничего не беспокоит, и вы честно и трезво можете ответить себе на вопрос, счастливы ли вы при таком взгляде на жизнь, и не чувствуете своей изоляции от мира — можно ничего не менять.