Утонуть в новостном потоке: что такое номофобия и как смартфон стал наркотиком
Всегда под рукой
68% жителей США так или иначе относятся к номофобам, то есть людям, которые боятся остаться без мобильного телефона или испытывают сильный дискомфорт при его отсутствии. «Номофобия официально не признана заболеванием. Этим термином психологи обозначают состояние беспокойства у человека, потерявшего возможность контактировать с окружающими людьми посредством мобильного телефона», — объясняет психотерапевт Наталья Хайманова, упоминая, что у номофобии есть еще и другое название — адикофония.
«Номофобия — это когда звонок совершается ради самого звонка, когда телефон нужен сам по себе, а не для получения какой-то информации, и становится частью личности, а человек не выпускает его из рук 24 часа в сутки. Если в ситуации, когда мобильного нет рядом в момент необходимости, человек нервничает и сожалеет — то это просто потребность, а если в такой ситуации у него происходят панические атаки, появляется страх, растет уровень стресса — то здесь речь идет уже о зависимости», — поясняет Хайманова. Ощущений, которые может испытывать человек с номофобией при отсутствии телефона под рукой, действительно много: это и головная боль, и тахикардия, а также обсессивное поведение или боли в животе. Часть подобных симптомов может быть соматической, то есть вызванной организмом на фоне тяжелых психологических переживаний.
Интерес к возможной аддикции от смартфонов начал расти еще в 2004 году, когда пользовательские запросы, упоминающие зависимость от мобильников, стали все чаще попадать в топы поисковых запросов Google. Сам же термин «номофобия» официально был сформулирован лишь спустя четыре года британским исследовательским центром YouGov, а привычное сегодня название — сокращение от дословного ‘no mobile phone phobia’, то есть «фобии отсутствия мобильного телефона».
YouGov в 2008 году удалось зафиксировать настоящий социальный феномен и изучить его одними из первых в мире — задолго до того, как само слово «номофобия» стало общеизвестным и оказалось словом 2018 года по версии Кембриджского словаря. Согласно их исследованию, в котором приняли участие 2100 совершеннолетних британцев, 58% опрошенных испытывают стресс или сильное чувство раздражения, если теряют мобильный телефон или сигнал сотовой связи. Похожие чувства вызывает и пустая батарея устройства. Страх остаться без телефона или с «кирпичом» без зарядки приводил к тому, что люди в принципе отказывались выключать мобильники, объясняя такое поведение разными причинами: от необходимости держать связь с семьей и друзьями до честного признания, что выключенный сотовый их «раздражает».
Привычка быть на связи
С 2008 года масштаб и география исследований номофобии значительно выросли, а вместе с ними — и понимание самой зависимости. Как правило, наиболее сильно она распространена среди молодых людей — студентов университетов и колледжей. Сравнительные исследования в 2012 и 2020 годах показали, что среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет уровень номофобии вырос на 12% — с 77 до 89, а одним из ее негативных влияний стали «проблемы со сном»: молодые пользователи плохо засыпают, просыпаются среди ночи (либо сами по себе, либо от звука уведомлений) или попросту не могут выспаться. Россиян зависимость от смартфона тоже не миновала — больше половины россиян боятся остаться без мобильного телефона, об этом говорит один из опросов компании Honor. А стресс от разряженного смартфона сопоставим со стрессом от таких ситуаций, как развод, ухудшение финансового положения и потеря ключей от квартиры.
Американский образовательный портал DIY Genius, проанализировав несколько крупных зарубежных исследований номофобии, приводит следующие цифры, позволяющие лучше понять, насколько значимы смартфоны в жизни людей:
- смартфонами пользуются около 5 млрд человек по всему миру — более чем у половины из них есть соцсети;
- 3 часа 43 минуты — столько среднестатический американец проводит времени с мобильным телефоном;
- каждый третий пользователь смартфона скорее откажется от секса, чем от сотового телефона;
- пользователи старше 21 года проверяют смартфон каждые 12 минут, те, кто младше, — каждые 8-9 минут;
- 72% пользователей не отходят от своего телефона дальше, чем на 5 футов (около 1,5 метров).
С точки зрения исследователей, смартфон дает пользователю чувство безопасности, поэтому расставание с ним вызывает всплеск раздражительности и воспринимается человеком как стрессовое событие. Более того, с телефоном у пользователей может формироваться даже эмоциональная связь, так как устройство становится незаменимым в повседневной жизни, этот аспект даже может отражаться в самих приложениях: у некоторых, особенно молодых, владельцев телефонов число загруженных программ достигает более 40. Учитывая этот фактор эмоциональной привязанности, специалисты выделяют четыре основных типа номофобии, зависящих от того, для чего именно используется смартфон. Так, невозможность использовать смартфон вызывает у человека стресс и тревогу при следующих «сценариях»:
- человек, утратив телефон, вместе с ним теряет и возможность коммуникации: он становится «недоступным» для всех, как и все для него, что вызывает у него отрицательные эмоции;
- недоступность телефона воспринимается острее теми, кто активно пользуется соцсетями: как правило, у них есть сильная виртуальная личность в виде личных аккаунтов, и все уведомления из них — тоже форма коммуникации, утрата которой вызывает стресс;
- потеря доступа к информации: смартфон используется как способ найти что-то нужное или сохранить необходимые данные, без которых человек чувствует себя некомфортно;
- утрата доступа к интернету и, как следствие, удобному функционалу смартфона, который позволяет решить большинство задач одним касанием.
Специалисты убеждены: формат номофобии у каждого человека может быть индивидуальным, так как он во многом зависит от того, как именно человек пользуется смартфоном и для чего он ему нужен. Наиболее же подвержены номофобии представители поколения Z, называемые исследователями digital natives — то есть теми, кто с детства имеет доступ к технологиям и кто воспринимает смартфон не просто как средство связи, а как устройство, без которого не обходится решение повседневных задач. Общение, работа, учеба, развлечения — для всего этого смартфон из-за удобства и мобильности используется ими чаще, чем даже персональный компьютер. Именно по этой причине молодые люди (те, кому еще не исполнилось 26 лет) воспринимают потерю доступа к телефону как стрессовое событие — ведь он всегда должен быть под рукой.
По мнению психолога Натальи Хаймановой, определить, есть ли у человека настоящая зависимость от телефона, можно по следующим условным критериям:
- навязчивое, непреодолимое желание держать телефон в руках постоянно и везде;
- использование телефона в неподходящих ситуациях — за рулем, во время авиаперелета и т. д.;
- острое желание проверять телефон и уведомления как можно чаще;
- жертвование интересами и увлечениями ради того, чтобы провести время в телефоне.
«Последствия номофобии — повышение уровня тревожности и стресса, депрессия, замкнутость, одиночество, потеря контакта с самим собой, снижение удовлетворенности качеством жизни, проблемы со сном, здоровьем, сложности в выстраивании социальных связей», — объясняет Хайманова. Методы борьбы с зависимостью могут быть разными — например, отключение телефона за два часа до сна или отказ от его использования во время приемов пищи или живого общения.
Иллюзия контроля
Перестав быть средством привычной коммуникации, смартфоны с конца нулевых стремительно расширяли свой функционал. Сегодня во многом они стали помощниками в повседневной жизни, предоставляя не только удобные сервисы, но и почти бесперебойный доступ к информации. Само по себе ее потребление не опасно, однако в случае тревожных событий — чрезвычайных ситуаций вроде пандемии или крупных мировых конфликтов — есть риск не только «утонуть» в новостном потоке, но и серьезно навредить своему ментальному здоровью за счет думскроллинга.
«Думскроллинг подразумевает под собой болезненное, постоянное листание новостной ленты, в которой преобладает по большей части негативная информация. Человеку сложно остановиться — ему кажется, что если перестать читать новости, то он что-то упустит. Тревога повышается в обоих случаях — и от чтения новостей, потому что мы их пропускаем через себя, и от отказа от их потребления, потому что нам кажется, что мы ничего не знаем и поэтому не контролируем», — объясняет этот феномен психолог Элина Фролова, автор блога «Твой психолог». «По сути, думскроллинг — это иллюзия контроля для тревожных личностей», — уточняет специалистка.
Поскольку смартфон удобнее и всегда находится под рукой, большинство читает новости через него — поэтому и думскроллинг можно считать одной из форм номофобии. Впервые о нем заговорили в медицинских кругах во время пандемии COVID-19, когда «постоянно появлялись свежие новости о количестве зараженных, люди регулярно что-то выкладывали в соцсети и пытались понять происходящее».
«Сейчас на фоне последних событий происходит то же самое — люди хотят разобраться, понять, какое мнение составить. Из-за этого мы листаем ленту, которая нас не радует тревожными и страшными новостями. Мы хотим узнать больше, чтобы контролировать ситуацию, но вместо этого лишь теряемся и чувствуем себя бессильными», — говорит Фролова.
Страх будущего, чувство неопределенности и бессилия, угнетение нервной системы, панические атаки — лишь часть последствий думскроллинга, который особенно опасен для людей, переживающих депрессивный эпизод. Думскроллинг задает тревожный, панический фон: поскольку отказаться от него насовсем сложно, лучший способ потреблять информацию экологично для себя — дозировать ее, советует психолог: «Процесс чтения новостей можно сделать контролируемым, например выделить конкретное время, чтобы полистать ленту. 10-15 минут, желательно днем — потому что, делая это с утра, вы зарядите себя тревожностью, а вечером — испортите сон, что тоже вредно».