Запасы синергии: сервис DocsInBox купил платформу для геопродвижения «Поинтер»
Дополнить бизнес
DocsInBox закрыл сделку по приобретению сервиса «Поинтер», одной из лидирующих компаний в России по локальному маркетингу и геопродвижению, рассказали Forbes в DocsInBox и подтвердили в «Поинтер». Для этого DocsInBox привлекла инвестиции от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), где также подтвердили участие в сделке. Ее финансовые детали, впрочем, стороны не разглашают.
«Сделка реализована в русле дивидендной инвестиционной стратегии ФРИИ. И DocsInBox, и «Поинтер» динамично растут и имеют хороший дивидендный и синергетический потенциал, причем DocsInBox демонстрирует способность хорошо масштабироваться и сможет применить свой опыт для масштабирования бизнеса приобретаемой компании», — сообщили Forbes во ФРИИ. Там также добавили, что DocsInBox прошел Акселератор ФРИИ в 2016 году и получил инвестиции в размере 2,1 млн рублей, а в 2017 и 2018 годах стартап получил от фонда mini-seed финансирование в общем размере 15 млн рублей. «Суммарный объем инвестиций ФРИИ в DocsInBox на данный момент составляет 17,1 млн рублей, доля участия фонда в компании — 26,61%. В рамках сделки с «Поинтер» ФРИИ проинвестирует DocsInBox в объеме на порядок выше общей суммы предыдущих раундов», — резюмировали во ФРИИ.
Сделка закрыта 4 октября, по ее итогам ООО «Доксинбокс» стало владельцем 100% доли в ООО «Поинтер». «Поинтер» будет работать как самостоятельная компания в составе DocsInBox. Должность генерального директора занял Евгений Лебедев, который сейчас занимает позицию СBDO в DocsInBox. По данным ЕГРЮЛ, «Доксинбокс» с 17 июня уже владело долей в 10,83% «Поинтер». Кроме него, совладельцами «Поинтер» были также Артем Ефремов (44,59%), Ольга Болотова и Мария Нигголь (обе — по 22,29%) — они и выступили продавцами.
Основатель DocsInBox Леонид Довбенко рассчитывает на «синергетический эффект, учитывая активный рост обеих компаний за последний год»: «С 2015 года мы занимаемся цифровизацией бизнес-процессов в общепите и настроены расширять свою экспертизу в IT за счет новых бизнесов в портфеле». В этом году компания уже запустила продукт DocsInBox.Seller — это организация обязательной маркировки товаров под ключ для продавцов маркетплейсов, напоминает Довбенко. «Поинтер» будет делать упор на маркетинг, включая участие в выставках и запуск рекламных кампаний, сохранил всю команду и усилил ее новыми сотрудниками в коммерческом и продуктовом отделах, говорит Евгений Лебедев, заверяя, что спрос со стороны участников рынка на работу с геосервисами — «повышенный».
Профили сторон
«Поинтер» основан в 2019 году. Сервис помогает компаниям поддерживать актуальные данные о себе на геосервисах, автоматизировать работу с отзывами, приводить клиентов из онлайн-карт и поисковиков, а также повышать рейтинг и репутацию. Сейчас с компанией работают более 700 брендов с более чем 120 000 филиалов из 15 стран, в их число входят «Додо Пицца», Газпромбанк, Hoff, «Спортмастер», «ВкусВилл», KFC и другие. По собственным данным, «Поинтер» обрабатывает и актуализирует информацию на более чем 30 платформах.
В январе 2020 года компания привлекла инвестиции в размере 10 млн рублей от входящего в инвестгруппу «ТилТех» фонда ISLA, который получил за это долю в 10,83% компании (в июне 2024 года DocsInBox выкупил у ISLA эту долю). А в сентябре 2021-го — получила уже 40 млн рублей от фонда QVentures. В сентябре 2024 года сервис вошел в состав резидентов инновационного центра «Сколково». По данным базы «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Поинтер» в 2022 году составила 106 млн рублей, чистая прибыль — 16,7 млн рублей, а в 2023-м — 166 млн рублей (плюс 56,6%) и 40 млн рублей (плюс 140%) соответственно. Компания прибыльна с 2020-го.
В свою очередь DocsInBox автоматизирует документооборот между ресторанами и поставщиками. Основные направления бизнеса, помимо электронного документооборота, — работа с накладными, учет алкоголя, маркировка товаров. Проект запущен в 2015 году. К сервису подключено более 6500 поставщиков и более 10 000 ресторанов. Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», выручка и прибыль ООО «Доксинбокс» в 2022 году составила 399 млн рублей и 127 млн рублей соответственно, а годом позже — 683 млн рублей (плюс 71,4%) и 285 млн рублей (плюс 124%).
«Повышение проникновения»
За последнюю неделю это вторая сделка в сегменте RestTech: в начале октября Forbes сообщал, что сервис «Яндекс Еда» купил сервис бронирования в ресторанах LeClick и специализированное ПО для хостес SmartReserve.
Компании действительно могут дополнить экспертизы друг друга, рассуждают эксперты. DocsInBox сделка может принести «значительный синергетический эффект» за счет вертикальной интеграции функционала «Поинтер» в свои продукты, продолжает основатель и управляющий партнер инвестиционно-технологического бутика The12 Capital Дмитрий Козлов. На стыке основных фокусов DocsInBox (ЭДО, система учета и пр.) и «Поинтер» (управление отзывами, отслеживание конкурентов и трафика на геосервисах) впоследствии, по его мнению, может появиться новый «мощный аналитический функционал» для ресторанного бизнеса: прогнозирование трафика для оптимизации поставок в рестораны, вывода персонала и т.д.
«Это означает повышение проникновения в цепочку создания стоимости ресторанного бизнеса, что приведет к усилению конкурентных позиций DocsInBox на рынке ресторанного ПО», — говорит Козлов, добавляя, что расширенный функционал объединенных сервисов повысит LTV (Lifetime Value — пожизненная ценность клиента, метрика показывает, сколько денег он принес компании за все время взаимодействия с ней) с ресторана за счет объединения клиентских баз и кросс-продаж. «Компании активно растут, практически удваивая свою выручку ежегодно с хорошей маржинальностью. Скорее всего, партнерство, с одной стороны, позволит снизить расходы на привлечение клиентов и их обслуживание, а с другой — увеличит продуктовое проникновение в клиентах», — считает управляющий партнер Sk Capital Станислав Колесниченко.
«Поинтер» на текущем рынке вполне мог быть оценен в диапазоне 150–250 млн рублей, что в среднем эквивалентно плюс-минус пяти мультипликаторам на EBITDA, рассуждает Колесниченко. У компании около 50 млн рублей денежных средств на счетах на конец 2023 года, что может влиять на расчет стоимости при оценке, говорит он. Впрочем, для менее консервативных инвесторов и особенно для небольших сделок, замечает Козлов, финансовые показатели могут быть не так важны, как качественные факторы: функционал продукта, его ценность при интеграции в экосистему компании-покупателя, время вывода такого продукта на рынок при самостоятельном запуске, уровень компетенций команды и пр.
Сейчас российский рынок ресторанного ПО растет высокими темпами — в 2023 году он увеличился, по данным Smart Ranking, на 68%, до 5,8 млрд рублей, благодаря уходу иностранных конкурентов и восстановлению общепита после падения в 2022 году. На данный момент ниша управления отзывами в геосервисах довольно узкая, в ней нет жесткой конкуренции со стороны небольших независимых сервисов, размышляет Дмитрий Козлов: «Но в составе более крупных SaaS-игроков эти сервисы могут обладать гораздо большим потенциалом». Так, в 2021 году «2ГИС», который за год до этого купил Сбербанк, инвестировал в белорусский сервис управления отзывами на онлайн-картах Rocketdata, объяснив, что цель сделки — развитие совместных продуктов.
При этом конкуренция в обоих сегментах компаний достаточно высокая, указывает Колесниченко, и объединить свои усилия для завоевания хоть какой-то значимой доли рынка логично. «Рынок очень фрагментирован, конкурентен, клиенты не богатые и не живут долго на рынке, поэтому вырастить большую компанию будет непросто», — предостерегает он.