К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Маршрут для Грефа: зачем Сбербанк покупает конкурента «Яндекс.Карт»

Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Фото Евгения Разумного / Ведомости / ТАСС
Сбербанк покупает контрольную долю в компании 2ГИС, разработчике цифровых карт и городских справочников. Для покупки у банка есть три причины — возможность собирать метаданные, доступ к базе компаний и сервисов и конкуренция с «Яндексом». «Яндекс», по словам источников Forbes, также делал 2ГИС предложение о покупке, но стороны не договорились

Сбербанк 11 июня объявил о том, что подписал обязывающие документы об инвестициях в развитие и покупку контрольной доли в компании 2ГИС — одной из самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. 2ГИС — компания, зарегистрированная в Новосибирске. Она занимается разработкой онлайн-карт и справочников городов. Сервисами компании, которые охватывают 486 городов в 11 странах мира, по ее собственным данным, пользуются около 50 млн человек в месяц. Оценка компании для сделки составила 14,3 млрд рублей. Доля госбанка после закрытия сделки составит 72%. В сделке также участвует ООО «О2О Холдинг» (совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group в сфере еды и транспорта), его доля составит 3%. Основатели и менеджмент сохранят за собой 25%. Инвестиционные фонды Baring Vostok и RTP Global Леонида Богуславского, от которых 2ГИС в 2015 году привлек $40 млн инвестиций, полностью выйдут из капитала компании.

Леонид Богуславский отказался комментировать финансовые условия сделки. В Baring Vostok от комментариев также отказались. Преподаватель МФТИ и руководитель магистерской программы по прикладному искусственному интеллекту Юрий Аммосов написал в своем телеграм-канале «Земля, я Кедр», что капитализация 2ГИС выросла на 16,17% с тех пор, как в октябре 2015 года 22,3% акций сервиса купили за $40 млн фонды Baring Vostok и ru-Net (сейчас RTP Global). Следовательно, инвесторы получили доходность 3,29% годовых исходя из того, что Сбербанк оценил весь сервис в 14,3 млрд рублей.

С оценкой доходности в 3,29% годовых согласен директор по работе с портфельными компаниями ФРИИ Сергей Негодяев. «Доходность сложно назвать привлекательной. Должно быть, у инвесторов есть ликвидационная привилегия. Она позволит инвестору приоритетно получить первые деньги с «выхода», — сказал Негодяев Forbes. Это означает, что фонды первыми получат средства при условии, что сделка состоится.

 

Зачем банку картографический сервис?

В сообщении Сбербанка говорится, что 2ГИС планирует стать маркетплейсом для крупных компаний и локальных бизнесов, не имеющих присутствия или недостаточно представленных в онлайн-пространстве. Последние получат доступ к потенциальным клиентам, смогут продавать товары и услуги онлайн и доставлять их потребителям. «Интеграция с 2ГИС ускорит развитие различных направлений бизнеса Сбербанка, его экосистемы, а также совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group, таких как: Сберлогистика, Сбермаркет, Ситимобил, Delivery Club, SberFood, Самокат и другие. Кроме того, сервисы 2ГИС будут интегрированы с банковскими приложениями для физлиц и корпоративных клиентов», — говорится в сообщении банка.

«Мы были бы рады партнерству с одним из лидеров среди российских гео-сервисов. Подобное партнерство позволит «Ситимобил» улучшить наш сервис и для пассажиров, и для водителей», — сообщил Forbes Виталий Бедарев, исполнительный директор «Ситимобил». Вопросы о подробностях сотрудничества он переадресовал в Сбербанк.

 

Бывший глава подразделения Сбербанка SberX (занимается развитием экосистемы) Марк Завадский написал в Facebook, что это последняя сделка, которая обсуждалась еще во время его работы в Сбербанке (он покинул компанию в июле 2019 года, сейчас Завадский управляющий директор группы компаний «Рики»). В конце августа 2019 года о переговорах между Сбербанком и 2ГИС сообщил РБК. На тот момент Сбербанк еще не сделал формальное предложение акционерам 2ГИС, рассказал собеседник Forbes, близкий к участникам сделки. По его мнению, катализатором сделки с 2ГИС стал «развод» Сбербанка с «Яндексом».

Завадский сказал Forbes, что Сбербанку покупка контрольной доли в 2ГИС позволит собирать метаданные на потенциальных клиентов. «2ГИС видит, куда ездят люди, где ремонтируют машины, в какие рестораны ходят. Обогащение профиля клиента такими данными позволяет намного лучше таргетировать на него различные сервисы и услуги. Вторая причина — это огромная база сервисов и компаний, которая есть у 2ГИС. Сбербанк может работать с ними, предлагать им товары и услуги через свою экосистему, предлагать им свой платежный сервис (в том числе и напрямую через приложение 2ГИС)», — сказал Завадский. — Карты могут стать еще одним интерфейсом для продаж товаров или услуг — как бизнесу, так и рознице. И экосистеме Сбербанка они нужны для экспериментов в этой области».

«Этот сервис генерирует очень много «полезных» данных для развития разных интернет-сервисов. И контроль над ним дает ощутимые конкурентные преимущества в долгосрочном периоде», — отмечает аналитик «Атона» Виктор Дима. «У 2ГИС есть доступ к десяткам тысяч малый предприятий, в основном из сферы услуг, которым Сбербанк мог бы продавать услуги из своей экосистемы. Также картография важна для Сбербанка в части услуг такси и доставки еды, в особенности в случае полного развода с «Яндексом», — объясняет Forbes причины сделки человек, близкий к ее участникам. Завадский также считает, что сделку надо рассматривать в привязке к обостряющейся конкуренции с «Яндексом». «Сбербанку важно иметь собственный картографический сервис, чтобы не зависеть от карт и навигаторов Яндекса», — сказал он. 

 

«Яндекс» также делал предложение 2ГИС о покупке, сказали Forbes два источника, близкие к разным участникам нынешней сделки. Но в итоге менеджмент 2ГИС выбрал Сбербанк, так как «предложенные условия были лучше», сказал один из собеседников Forbes. По его словам, в переговорах с «Яндексом» встал вопрос о сохранении проекта, «Яндекс» мог его поглотить. Кроме того, немаловажным фактором при решении была и цена вопроса, говорит источник Forbes. «Яндекс» сообщил, что не комментирует слухи. Forbes вечером в четверг направил запрос в 2ГИС и ожидает ответа.

Развод

В начале июня стало известно, что «Яндекс» и Сбербанк в ближайшее время могут прекратить партнерство в совместных проектах, первым об этом написал The Bell.  Компании прекратят партнерство по двум своим совместным предприятиям, отмечает издание. «Яндекс» выкупит у Сбербанка его долю в компании «Яндекс.Маркет», куда входят одноименная e-commerce-площадка и маркетплейс «Беру» (сейчас «Яндексу» и Сбербанку принадлежат по 45% в проекте). «Яндекс.Деньги» отойдут Сбербанку (доля банка там — 75%, остальное — у «Яндекса»). Позднее первый зампред правления банка Лев Хасис подтвердил, что Сбербанк ведет консультации с «Яндексом», в рамках которых рассматриваются возможные варианты реструктуризации долей сторон в совместных с предприятиях. Сбербанк отказался от дополнительных комментариев.

При участии Яны Милюковой

20 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+