«Яндекс» приглашает к столу: компания купила сервис бронирования в ресторанах LeClick
«Объединим ресурсы»
Для запуска опции онлайн-бронирования столиков в ресторанах в «Яндекс Еде» «Яндекс» купил 100% долей в сервисе LeClick и специализированное ПО для хостес SmartReserve, рассказали Forbes в интернет-компании. Основной акционер, основатель и генеральный директор LeClick Анастасия Люстина подтвердила эту информацию. «Переходим всей командой. Будем заниматься все тем же — развитием бронирования и автоматизации, но уже изнутри. Объединим ресурсы», — сообщила она.
Вопрос, кто еще выступил продавцом, как и то, какова сумма сделки, стороны не раскрывают. После ее закрытия сервисы перейдут на инфраструктуру «Яндекса», а их команды сосредоточатся на развитии решения для ресторанов. С его помощью заведения смогут не только управлять бронированиями, но и ближе знакомиться со своей аудиторией, чтобы лучше понимать, как ее растить и удерживать, поясняют в «Яндексе».
Бронирование столиков появится в приложении «Яндекс Еды» в ноябре. Первыми получать резервы столиков из «Яндекс Еды» начнут рестораны-партнеры LeClick, уже работающие с системой SmartReserve.
«Яндекс» был не единственной компанией, кто серьезно рассматривал LeClick в качестве объекта для поглощения. Так, о покупке контроля в нем в 2023 году вел переговоры «Ростелеком». Телекоммуникационная компания строит цифровой кластер в сферах лайфстайла, путешествий и ресторанов, и стартап мог бы стать его частью, рассуждали тогда эксперты.
Как писал ранее Forbes, сервис LeClick Люстина запустила в 2012 году, до этого она работала в Microsoft. Стартап задумывался как российский аналог сервиса бронирования OpenTable, с которым основательница познакомилась в США. Проект стал зарабатывать на собственной CRM-системе, которая кроме онлайн-бронирования предложила ресторанам биллинг, электронный документооборот и др. Позже LeClick начал брать и процент от счета гостей, которые выбрали столик в ресторане-партнере через сервис, а также зарабатывать на рекламе. В 2019 году выручка компании, по ее собственным данным, составила около 55-60 млн рублей, а операционная прибыль — около 19,4 млн рублей. В пандемию сервис также занялся доставкой из ресторанов и разработал функцию заказа по бесконтактному меню.
В марте 2023 года компания купила конкурентное решение — SmartReserve. Оно было частью платформы для ресторанов R_keeper и принадлежало одной из дочерних компаний VK. В феврале стало известно, что холдинг продает R_keeper основателям платформы. В VK тогда отказались раскрывать сумму и детали сделки. Люстина поступила так же. По ее словам, у SmartReserve около 500 ресторанов-партнеров по всей России, приобретение ускорит процесс автоматизации бронирования LeClick.
Сегодня, по собственным данным, география деятельности LeClick насчитывает 25 городов России, в которых у компании действуют активные договоры с 2500 ресторанами и барами. LeClick сама разработала комплексные решения: CRM, веб-сайт, приложения на iOS и Android, ее система интегрируется с POS-системами ресторанов для бронирования в режиме реального времени и других функций, таких как депозиты, листы ожидания, рекомендации. При этом, по данным «СПАРК-Интерфакс», АО «Леклик» убыточно. В 2022 году выручка компании почти удвоилась до 61 млн рублей, а прибыль по итогам предыдущего года в размере 13 млн рублей сменилась таким же убытком. По итогам 2023 года выручка составила уже 84 млн рублей, но убыток вырос почти втрое — до 38,2 млн рублей.
Новая попытка
Согласно недавнему исследованию центра инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub, объем рынка систем бронирования в ресторанах в России в 2023 году превысил 2 млрд рублей. По итогам 2024 года аналитики ожидают, что он вырастет до 2,137 млрд рублей, а к 2028-му — до 2,7 млрд рублей.
По данным исследования, каждый месяц 2 млн человек заходят на сайты с ресторанной тематикой, в 2022 году 33% бронировали рестораны через онлайн-сервисы, в 2024 году — 34%. В 2023 году 18% от всех посетителей бронировали стол в ресторане различными способами: через ресторанные агрегаторы, с помощью прямого звонка либо через онлайн-сервисы; в 2022 году данный показатель был равен 17%, а в 2024-м — вырос до 20%.
Из крупнейших компаний не только «Яндекс» видит здесь нишу: к примеру, строящая свою экосистему МТС в апреле 2022 года инвестировала 72 млн рублей в сервис Bartello, позволяющий оплачивать заказы и оставлять чаевые в ресторанах без вызова официанта, и получила в нем долю в 30,2%. Еще раньше, в феврале 2021 года, Альфа-банк купил стартап для оплаты чаевых картой «Нетмонет». По оценке Forbes, покупка «Нетмонет» обошлась Альфа-банку примерно в $4 млн.
«Яндекс» уже не раз делал попытку выйти на наш рынок, и не впервые что-то под это покупает», — напоминает основатель сервиса «ТоМесто» Кирилл Шнуров. Так, в сентябре 2019 года компания действительно купила сервис онлайн-бронирования ресторанов и услуг Bookform, планируя встроить его в свой картографический бизнес. Но на данный момент проникновение подобных сервисов в российский бизнес все еще остается достаточно невысоким относительно зарубежных аналогов. В качестве примера основатель и управляющий партнер инвестиционно-технологического бутика The12 Capital Дмитрий Козлов приводит успешный сервис бронирования ресторанов OpenTable, который уже в 2014 году оценивался в $2,6 млрд с 30 000 подключенных ресторанов по США и 15 млн бронирований в месяц.
«Им кажется, что рынок и услуга простые, а они сложные. Это сложнее, чем просто бронь передать, если, конечно, стоит задача зарабатывать, — продолжает Шнуров. — Здесь масса нюансов: например, нужен стол на втором этаже на семерых взрослых и троих детей, поближе к детской комнате, подальше от живой музыки. Это все-таки индустрия гостеприимства, а не просто купить билет в кино — четко от и до по времени».
«Удача для LeClick»
Бронирование столов выполняет главную задачу на сегодня — экономит время гостю и заведению, и уже представлено во многих сервисах по автоматизации ресторанов, рассуждает СЕО экосистемы инструментов для развития ресторана Restomania Авраам Юраш. «Но функция еще не в полную меру вошла в повседневное использование, гости по-прежнему продолжают звонить в ресторан. Поэтому появление бронирования у «Яндекса» вполне логично, впрочем, как и форма реализации через покупку действующих узкоспециализированных отраслевых решений», — говорит Юраш.
Сделку для LeClick он называет «идеальным решением», так как для проектов такого рода необходимо интенсивно масштабироваться в силу высокой конкуренции. Для самостоятельной экспансии, обращает внимание он, требуются крупные и длинные инвестиции, а потенциальные инвесторы могут оценивать риски таких инвестиций как чрезмерные из-за наличия на рынке того же «Яндекса», который мог бы и сам реализовать подобные инструменты в своей экосистеме. «В целом же рынок показывает переход от узкоспециализированных решений к многофункциональным платформам автоматизации ресторанного бизнеса, охватывающим все его процессы», — заключает Авраам Юраш.
У LeClick есть собственное приложение и виджет, который может быть встроен в суперапп «Яндекс Go», чтобы можно было не только заказывать еду в ресторанах, но и бронировать там столики, говорит Дмитрий Козлов. «Сам по себе актив убыточен, но есть несколько причин, почему это не станет преградой для сделки. Во-первых, «Яндекс» рассматривает покупку с целью расширения собственного функционала, то есть главная ценность — в синергии и возможности интеграции. Во-вторых, экономика этого актива внутри «Яндекса» может быть совершенно другой за счет в том числе оптимизации процессов, например объединения команд разработки и поддержки, — перечисляет Козлов. — В-третьих, логично, что убыточный актив стоит дешевле прибыльного, а потенциальный убыток в данном случае нематериален в масштабах «Яндекса».
Основной value «Яндекс Еды» — данные о клиентах, их предпочтениях и тому подобное, размышляет управляющий партнер компании «Российская оценка» Александр Иванов. Сегодня в России трудно кому-либо конкурировать по этим показателям с сервисами «Яндекса», говорит он. Сделка, по словам Иванова, поможет LeClick обеспечить владельцам ресторанов доступ к расширенной аналитике данных: стать более видимыми на рынке, получить выход на широкий пул потенциальных клиентов (в том числе за счет доступа к базе данных клиентов «Яндекс Еды») и возможность к более глубокому и точному таргетированию. Для сегмента компаний-провайдеров интернет-информации средний мультипликатор «цена/выручка (P/S)» составляет около х4 (то есть компании индикативно стоят четыре годовые выручки), говорит Иванов, то есть вся компания могла быть оценена в 336 млн рублей.
Для LeClick, очевидно, это удача, так как получилось именно продать актив, а не закрыть, как это часто бывает с убыточными компаниями, считает основатель сервиса Broniboy Александр Радионов. «Ребят можно поздравить даже вне зависимости от цены сделки. Дело в том, что рынок бронирования столов совсем небольшой (особенно для венчурного рынка). Культура бронирования не сложилась, и самое главное — необходимости бронировать нет, она есть только в дорогом сегменте ресторанов, но их доля на рынке весьма ограниченна, — продолжает он. — Поэтому самостоятельно выживать подобным сервисам весьма проблематично, знаю не понаслышке».
В составе экосистемы «Яндекса» сервис «однозначно логичен» и будет увеличивать ежемесячную аудиторию, полагает Радионов. Именно выстраивание экосистемы (доставка еды, предзаказ, чаевые, бронирование столов), по его мнению, дает общую синергию такому стратегу, как «Яндекс Еда».
Сейчас российский рынок ресторанного ПО растет «особенно высокими темпами» — в 2023 году на 68%, до 5,8 млрд рублей, приводит Козлов данные Smart Ranking. Именно поэтому такой актив, как сервис бронирования, может быть очень выгодным приобретением, особенно с учетом его интеграции в большую экосистему сервисов с огромной розничной базой с целью создания супераппа, заключает эксперт.
При участии Анастасии Гаврилюк