«У Mamba — золотые времена»: какие иностранные сервисы удалось заменить в России
Дейтинг-сервисы
После начала «спецоперации»* популярные американские дейтинговые сервисы Badoo и Bumble ушли с российского рынка. Это привело к тому, что у российского Pure число пользователей выросло на 59%, у LovePlanet — на 40%, а у Mamba — на 10%, писали «Известия» со ссылкой на аналитиков по Big Data МТС. Источник издания уточнил, что с зарубежных сервисов ушло около 3,5-4 млн человек, а на российские ресурсы пришло всего 500 000 человек.
«У Mamba сейчас золотые времена, так как теперь пропала необходимость в маркетинге, а он составлял существенную долю трат», — говорит независимый эксперт рынка дейтинга Ярослав Сергеев. Для пользователя от ухода нескольких сервисов с аналогичными функциями, что и у оставшихся дейтингов, ничего принципиально не изменилось, отметил он. Но рынок стал меньше, в этом виновата экономическая ситуация, так как «средний чек» в таких сервисах падает уже не первый год, добавил Сергеев. По его словам, с точки зрения рыночного позиционирования Mamba — старый игрок, а любые старые дейтинги обрастают плохой репутацией и молодежь их не воспринимает. Сейчас открылась ниша знакомств для молодых людей, которую мог бы кто-то занять, однако внутри России ресурсов сделать хороший продукт не так много, разве что «под крылом» VK, но она уже владеет значительной долей Mamba, добавил он.
Пока новых игроков не появилось, прежние начали тестировать нестандартные функции: например, у фестиваля VK Fest в сервисе «VK Знакомства» появилась возможность поиска компании для похода на мероприятие. По данным «ВКонтакте», ею воспользовались около 17 000 человек. Компания Ticketscloud добавила в приложение для покупки билетов Vibe раздел «Знакомства», в котором также можно будет найти компанию на основе музыкальных предпочтений.
«Все знакомства на концертах, знакомства в парках и знакомства по породам собак — нежизнеспособная история, потому что таким продуктам собрать и удержать аудиторию почти нереально», — говорит Сергеев. По его словам, людям неинтересно знакомиться среди 10 000–20 000 человек, им интересно знакомиться среди миллиона человек и желательно, чтобы в этот миллион каждый день приходили по 10 000 новых пользователей.
Сервисы путешествий
До 24 февраля сервис бронирования жилья Booking.com занимал 76,07% рынка, по данным TravelLine. После того как он ушел из России, первое место занял «Островок» с долей 27,56%, при этом до «спецоперации» он занимал всего 1,3% рынка. Среди других заметных игроков — «Броневик», который теперь принадлежит МТС (12,06%), и «Яндекс.Путешествия» (11,45%). Соревноваться за отечественного путешественника собирается и VK.
Обычно компании выходят на рынок бронирования жилья за счет присоединения к базе одного из действующих сервисов, говорит Forbes основатель сервиса «Суточно.ру» Юрий Кузнецов. По его словам, за несколько месяцев собственную базу пользователей набрать невозможно, для этого требуется несколько лет. Базой «Суточно.ру» после начала «спецоперации» заинтересовались крупные игроки — Циан, «Домклик», «Туту.ру», сказал Кузнецов. «Поиск осуществляется на их сайте, а в момент бронирования пользователя перенаправляют на наш сайт», — объяснил он принцип сотрудничества. Кузнецов добавил, что раньше крупные компании не выходили на этот рынок, поскольку с Booking.com было трудно конкурировать. «После ухода иностранных компаний пользователи пошли не на Avito или Циан, а начали искать аналоги зарубежных сервисов, мы это видим по себе — интерес к нашим объявлениям с начала марта 2022 года до середины августа вырос более чем в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — добавил он.
«Яндекс.Путешествия» к борьбе за долю на тревел-рынке готовились больше года, говорит руководитель сервиса Ирина Рейдер. К началу лета 2022 года отельный сервис «Яндекс.Путешествий» вырос больше чем в 10 раз год к году, а в пиковые моменты роста спроса на отели в феврале-марте практически вся команда «Путешествий» решала задачи этого направления, рассказала она. Правда, мобильного приложения у «Яндекс.Путешествий» все еще нет. Рейдер отметила, что оно разрабатывается с конца 2021 года, бета-версия сейчас проходит тестирование. Источник, близкий к сервису, рассказал Forbes, что в тревел-сегменте довольно высокая планка, поэтому компания не может выпустить «просто очередное приложение».
Сервисы для видеосвязи
В нише видеоконференцсвязи до февраля 2022 года иностранные вендоры занимали, по разным данным, от 70% до 90% всего рынка, говорит инвестиционный аналитик A.Partners Александр Родькин. Теперь же после ухода таких крупных игроков, как Cisco и Avaya, у российских заказчиков просто не остается альтернативы: им придется переходить на российские решения, считает он.
Раньше некоторые заказчики были практически недоступны, говорит гендиректор IVA Technologies Станислав Иодковский. «Мы давно и достаточно плотно работали с целым рядом крупных компаний, показывали им свою систему видеоконференцсвязи, разворачивали пилотные зоны, проводили нагрузочные тестирования, но они, работая на той же Cisco, не планировали с нее уходить», — вспоминает он. Сейчас ситуация поменялась и те самые недоступные компании — например, РЖД, «Ак Барс Банк», НЛМК, МИФИ — стали пользоваться видеоконференцсвязью IVA Technologies, сказал Иодковский.
Похожая история у другого отечественного разработчика ВКС — компании Vinteo. «Для того чтобы обратить внимание заказчиков на наш продукт, мы использовали бесплатные пилотные проекты, давали заказчикам возможность попробовать продукт с полным функционалом в их инфраструктуре, показывали совместимость нашей ВКС с решениями Cisco и Polycom непосредственно в их сетях. С 2014 года это был долгий планомерный процесс», — рассказал директор по развитию бизнеса Vinteo Борис Попов. По его словам, после начала «спецоперации» на рынке сервисов видеосвязи начала усиливаться конкуренция. Среди претендентов на пользователей и игроков частного и госсектора — Webinar, ставший частью МТС, «Телемост» от «Яндекса», Jazz от Sber, «Видеозвонки VK» и образовательный «Сферум», рассказал Попов.
Без альтернатив
Проблема российских аналогов иностранных сервисов в том, что они не делают клонов, а пытаются добавить в продукт что-то свое, говорит глава совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. «Когда нет чистых аналогов, люди пытаются заменить привычный контент на что-то принципиально иное. Поэтому пользователи принадлежащей признанной экстремистской и запрещенной в России компании Meta Facebook и Instagram переходят в Telegram, а не во «ВКонтакте», хотя, казалось бы, этот сервис должен быть ближе по функционалу», — полагает он.
У некоторых сервисов аналоги не появились вовсе. «Это софт для проектирования, для видеосъемок, те же Adobe Premiere, Photoshop и прочие вещи, которые практически монополизированы определенными вендорами не только в России, но и во всем мире, говорит руководитель направления корпоративных продаж разработчика коммуникационного софта CommuniGate Systems Антон Тен.
В России пользователей софта для проектирования гораздо меньше, чем пользователей офисных пакетов, и для создания такого программного обеспечения нужно огромное количество средств и разработчиков, пояснил Тен. На данный момент разработка такого сложного и «дорогого» программного обеспечения просто не окупится, а выйти на международные рынки, получить финансирование и там работать по понятным причинам сложно, подчеркнул он. «К тому же никто из заказчиков не будет ждать восемь лет, пока выйдет достойный российский продукт, скорее они будут «пиратить» иностранный, который нельзя легально купить», — заключил он.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.