Неокончательный список: как IТ-гиганты будут выполнять закон о «приземлении»
Роскомнадзор (РКН) 22 ноября опубликовал список IТ-компаний, на которые будет распространяться так называемый закон о «приземлении». В него вошли 13 иностранных компаний: социальные сети (Meta, Twitter, TikTok, Likee, Pinterest), мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram, Discord), сервисы видеоконференций и трансляций (Zoom, Twitch), сервисы Apple и Google (включая YouTube), а также стриминговый аудиосервис Spotify.
По закону о «приземлении», который вступит в силу 1 января 2022 года, IТ-компании должны открыть представительства в России и установить на сайтах программу для подсчета количества пользователей. Если число посетителей в течение трех месяцев будет ниже 500 000 человек в день, иностранная IТ-компания будет исключена из перечня. Компаниям также нужно будет зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и разместить на своих сайтах электронную форму для обратной связи.
Нарушителям грозит запрет на рекламу в России, исключение ресурса из поисковой выдачи, запрет на размещение рекламы на ресурсе для российских пользователей и маркировка сайта в поисковых системах сообщением о неисполнении законодательства.
Кто и почему попал в список РКН
«Опубликованный ведомством список несколько удивляет: под действие закона формально подпадают практически все крупные компании, работающие в России или с российским бизнесом, — Amazon, Microsoft, Netflix, Xiaomi, Sony и многие другие», — говорит гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян.
Поскольку у РКН нет своих средств аналитики, скорее всего, ведомство взяло данные по аудитории сервисов SimilarWeb или Alexa и составило список из компаний, у которых в России более 500 000 пользователей, считает председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник президента по развитию интернета Герман Клименко. Он отметил, что в перечень вошли компании, которые «на слуху» и «вызывают у государства какой-то контрольный рефлекс».
Опубликованный РКН список иностранных компаний, которые должны будут открыть свои представительства, не является окончательным, заявил Forbes глава думского IТ-комитета Александр Хинштейн. «Регулярно появляются новые интернет-ресурсы, набирают аудиторию уже существующие, поэтому список компаний, подпадающих под требования закона, будет обновляться», — пообещал он.
Хинштейн добавил, что некоторые международные IТ-гиганты открыли свои представительства еще до появления закона, среди них — AliExpress, iHerb и Huawei Technologies. «Руководство компаний говорит, что от открытия официальных представительств на территории России выиграли обе стороны — и сами компании, и пользователи. Надеюсь, компании из списка РКН законопослушно к ним присоединятся», — говорит глава IТ-комитета.
В мае 2021 года Хинштейн сообщил, что, кроме мессенджеров и видеоресурсов, требования закона будут распространяться также на сервисы онлайн-торговли (например, IKEA и iHerb), хостинг-провайдеров (Amazon, Cloudflare) и «Википедию». Кроме того, под угрозой были онлайн-игры (World Of Tanks) и платформы для их продажи (Steam), указывал депутат Антон Горелкин.
Как отреагировали компании
Представитель социальной сети Likee заявил Forbes, что компания уже занимается регистрацией филиала в России и планирует открыть его в предусмотренные законом сроки. Представитель мессенджера Viber уже согласился выполнить требования законодательства — он заявил Forbes, что понимает важность подобных инициатив для рынка, действует в соответствии с законодательством и «продолжит соблюдать его в будущем». Представитель мессенджера Discord рассказал Forbes, что компания продолжает оценивать юридические требования для работы в России, но пока не может дополнительно прокомментировать ситуацию. Представитель музыкального сервиса Spotify отказался от комментариев. Остальные компании не ответили на запросы Forbes на момент написания заметки.
В октябре 2021 года директор YouTube по взаимодействию с органами государственной власти в регионе EMEA Марко Панчини донес информацию о законе о «приземлении» до сведения руководителей головной компании Google, указано в корпоративном блоге компании.
Ранее источник РБК, близкий к администрации Telegram, сообщал, что в условиях постоянных изменений правил игры для интернет-компаний необходимость создания локального офиса «может быть воспринята как требование предоставить заложников для дальнейшего шантажа».
У части компаний из списка РКН уже есть юридические лица в России. Например, ООО «Гугл» полностью принадлежит Google International LLC, однако российская организация занимается лишь вопросами рекламы и маркетинга.
Российские юрлица также есть у Apple (ООО «Эппл Рус»), соцсети TikTok (ООО «Тикток Рус») и Spotify (ООО «Спотифай»). Депутат Антон Горелкин заявлял, что Microsoft и Apple согласились выполнить требования закона о «приземлении» еще до вступления его в силу, однако на сайте РКН указано, что их условия по-прежнему не выполнены.
Как исполнять закон на практике
Компании, которые входят в состав Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и которые должны исполнять закон о «приземлении», попросили власти разъяснить, что именно нужно будет делать, рассказал Forbes источник, знакомый с ходом переговоров. Из иностранных компаний в РАЭК входят Apple, Microsoft, Samsung, TikTok и AliExpress (Forbes направил им запросы).
По словам источника, знакомого с ходом переговоров, о встрече с представителями зарубежных компаний также попросила начальник управления президента России по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева. Первая встреча представителей зарубежных компаний с администрацией президента может состояться в середине декабря, отметил собеседник Forbes. Forbes отправил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.
Сейчас непонятно, что такое представительство, которое компаниям нужно открыть на территории России, говорит Казарян из Института исследований интернета. «Речь идет о представительстве иностранной организации или им нужно открыть российские юрлицо? Пока ответов на эти вопросы нет, надеюсь, они появятся позже», — сказал он.
Чтобы открыть в России полноценное представительство, иностранной IТ-компании нужно решение акционеров, так как это связано для нее с рисками, считает Клименко. «Но мы не видели ни одного такого решения у зарубежных игроков», — отметил он. Кроме того, ни одна зарубежная компания не будет отдавать свои данные по посещаемости сторонней российской компании, которая разработала счетчик. «Если Facebook ставит сторонний счетчик, это значит, что он отдает чужой системе свои данные. Есть независимый Google Analytics, но у крупных компаний есть свои внутренние системы учета посещаемости для рекламодателей, чужие им не нужны», — считает Клименко. Среди рекомендованных для установки счетчиков РКН указал программы компаний Mediascope, Liveinternet, «Яндекс.Метрика», MyTracker и другие.
С 1 сентября 2022 года власти также смогут применить санкции к иностранным IТ-компаниям, если они не предоставят в Роскомнадзор данные о распространяемой рекламе. Александр Хинштейн объяснил Forbes, что речь идет о требовании для IТ-компаний (не только российских) использовать единую информационную систему учета рекламы в интернете, которую разработает РКН, — это дополнение к закону о рекламе также вступит в силу с 1 сентября 2022 года.
Россия — не первая страна в мире, принимающая закон о локализации IТ-гигантов. Это международная тенденция, которая наблюдается и в других странах, например в Австралии, Турции и странах Евросоюза, рассказал председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. «Как показывает мировой опыт, транснациональные корпорации не уйдут из России в ответ на введение новых требований, чтобы не потерять крупный перспективный рынок», — считает он. При этом Журавлев добавил, что осложнение ситуации с коронавирусом во всем мире может привести к трудностям при открытии филиала.
Что грозит компаниям за нарушение закона
Непонятно, что будет делать РКН, потому что, когда ведомству нужно было проверять исполнение закона о персональных данных, оно заявляло, что до той или иной компании пока не дошла очередь, рассказывает Герман Клименко. «Здесь же любой журналист сможет зайти на сайт Facebook и увидеть, что счетчика на сайте нет, — значит, РКН не выполнил свою задачу», — пояснил он.
По словам Клименко, в 2017 году для уплаты «налога на Google» ФНС разрешила иностранным компаниям открывать в России локальные кабинеты. Для исполнения закона о «приземлении» можно было бы попросить адреса компаний, ведь цель властей — доносить до зарубежных компаний определенную информацию, считает председатель совета Фонда развития цифровой экономики. Представительство для этого открывать не обязательно, подчеркивает он. «Если зарубежные компании не исполняли предыдущие российские законы, почему они будут исполнять закон о «приземлении»? Проблема исполнения зарубежными компаниями локального законодательства есть не только в России. Блокировать компании, которые будут нарушать этот закон, — это идиотизм. Можно, конечно, их штрафовать, но мы видим, что Google получает крупные антимонопольные штрафы в Европе, но судебные разбирательства затягиваются на несколько лет», — говорит Клименко.
С точки зрения сроков иностранным компаниям сейчас предпочтительно создать дочернюю компанию — эта процедура может занять две недели, и тогда игроки еще успеют уложиться в заданные сроки, считает юрист Forward Legal Станислав Бородаев. При этом создание филиала или представительства иностранного юрлица может занять полтора — два месяца.
Как правило, регулятор учитывает специфику деятельности компаний и существование внутренних корпоративных процедур, поэтому, если головные офисы зарубежных интернет-компаний предоставят убедительные обоснования необходимости отсрочки исполнения конкретных требований, в РКН их, вероятно, одобрят, считает заместитель гендиректора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин.
Представитель Минцифры заявил Forbes, что пока ведомство считает несвоевременным оценивать эффективность действующих положений закона о «приземлении», потому что подзаконные акты к нему еще не готовы — они находятся в завершающей стадии проработки. Представитель РКН не ответил на запрос.
Как иностранные компании исполняют локальные нормы
Иностранным IТ-компаниям уже неоднократно выписывали штрафы из-за нарушений российского законодательства. Как правило, интернет-компании (причем не только зарубежные) штрафуют за отказ удалять противоправный контент, например призывы к самоубийству для несовершеннолетних, ссылки на нелегальный магазин наркотиков в поисковой выдаче и т. д.
Например, 18 ноября мировой судья судебного участка Таганского района Москвы оштрафовал Telegram за неудаление запрещенного контента на 3 млн рублей, общая сумма штрафов мессенджера выросла до 42 млн рублей.
В сентябре замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин заявил, что в скором времени ведомство планирует применить к Facebook, Google и Twitter оборотные штрафы за неудаление запрещенного контента. Речь идет о санкциях в размере 5-10% от выручки, полученной на территории России. В конце октября ведомство составило на Google LLC протокол за повторное нарушение по удалению противоправного контента, за что ей грозит оборотный штраф.
Одну из наиболее серьезных мер — замедление работы сервиса на территории России — ранее уже протестировали на Twitter. По данным Роскомнадзора, эта компания не реагировала на призывы российских властей удалить противоправный контент. В марте 2021 года ведомство ограничило скорость работы Twitter в России на всех мобильных и половине стационарных устройств. РКН также пригрозил компании полной блокировкой, если она не удалит противоправный контент до 15 мая. Спустя пару дней после дедлайна Роскомнадзор сообщил о частичном снятии ограничений с Twitter, модераторы которого удалили свыше 91% запрещенной информации.
Тогда же ведомство пригрозило аналогичными санкциями другим интернет-площадкам, в том числе Facebook и YouTube. В конце мая глава РКН Андрей Липов сообщил, что после замедления Twitter на связь с ведомством вышли и другие западные платформы и разговор об удалении противоправного контента с ними «с трудом, но ведется».