Госдума в окончательном чтении приняла закон, который обязывает владельцев крупных иностранных информационных ресурсов создавать филиалы в России. Новый закон может затронуть работу Facebook, YouTube, Telegram, Google, Aliexpress и Wikipedia
Госдума приняла в третьем и окончательном чтении закон, в соответствии с которым владельцы зарубежных информационных ресурсов с суточной аудиторией более 500 000 российских пользователей обязаны будут создать в России филиал или представительство, следует из данных в базе парламента.
Кроме того, иностранным компаниям нужно будет зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи.
Для зарубежных IT-компаний предложили пометки в поисковиках за отказ от офиса в России
Также документ предусматривает ряд «мер понуждения» за несоблюдение требований закона, среди которых:
- маркировка сайтов в поисковых системах сообщением о неисполнении законодательства;
- исключение из выдачи поисковиков;
- запрет на рекламу таких ресурсов в России;
- запрет на размещение на этих сервисах рекламы, ориентированной на россиян.
В качестве более жестких мер закон предусматривает частичную или полную блокировку ресурсов в России, а также ограничение переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц.
В список компаний, потенциально подпадающих под требования закона, депутаты включили соцсети Facebook, Instagram, TikTok и Twitter, видеохостинг YouTube, мессенджеры Telegram и WhatsApp, поисковик Google, а также Aliexpress.com, Ikea.com и Wikipedia.org, ранее сообщал один из его авторов, депутат от «Единой России» Александр Хинштейн.
AliExpress, комментируя принятие закона, подчеркнул, что совместное предприятие AliExpress в России в 2019 году создали компании Мегафон, РФПИ и Mail.ru Group и китайская Alibaba, причем доля российского участия составляет 52%. «Выручка компании не учитывается в аудированной отчетности Alibaba Group. Операционная деятельность компании осуществляется российским юридическим лицом ООО «Алибаба.ком (РУ)», а торговая деятельность переведена на российский домен .RU», — сообщила компания. Маркетплейс также уточнил, что все российские пользователи с сайта aliexpress.com автоматически перенаправляются на российский локальный сайт. «Мы строим компанию, полностью локализуя как приложение, логистику, так и сами товары», — пояснил AliExpress.
Авторами закона выступили представители «Единой России»: депутаты Госдумы Александр Хинштейн, Сергей Боярский, Максим Кудрявцев, Антон Горелкин и сенатор Алексей Пушков. Законопроект был внесен в Госдуму 21 мая.