К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Налог на Google»: в чем причина успеха?

Фото REUTERS / Mark Blinch
Фото REUTERS / Mark Blinch
В кабинете налогоплательщика на сайте ФНС уже зарегистрировались Google, Apple, Microsoft, Samsung, Netflix и многие другие крупные поставщики электронных услуг.

С 1 января 2017 года в России действует налог, который принято обозначать как «налог на Google». Этот налог представляет собой специальный порядок уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме через интернет.

Место оказания таких услуг стали определять по местонахождению покупателя услуг. Если покупатель услуг находится в России, то оказываемые ему электронные услуги стали облагаться российским НДС.

По данным ФНС, администрирование данного налога идет достаточно успешно. В кабинете налогоплательщика уже зарегистрировались Google, Apple, Microsoft, Samsung, Netflix и многие другие крупные поставщики электронных услуг.

 

Каковы же причины успеха налога?

Во-первых, подобный налог является привычным для поставщиков электронных услуг. Так, в Евросоюзе уже давно применяется Директива Совета ЕС 2006/112/EC от 28 ноября 2006 года, предусматривающая НДС на электронные услуги.

 

Российские правила во многом основаны на европейских нормах и практике их применения. Поэтому российские правила не стали большой неожиданностью для иностранных интернет-компаний.

Во-вторых, НДС является косвенным налогом, оплачивается не за счет налогоплательщика, а за счет конечного потребителя услуги либо иных участников процесса реализации услуги.

Так, компания Google решила возложить бремя НДС на конечного потребителя и увеличила цены в магазине приложений Google Play. А компания Apple решила возложить данное бремя на разработчиков приложений для своего магазина iTunes Store, что позволило не увеличивать цены для конечных потребителей, но уменьшит прибыли разработчиков приложений и поставщиков контента.

 

В любом случае, налоговая нагрузка на Apple и Google не увеличивается – они заплатят НДС за чужой счет.

Безусловно, это может повлиять на конкурентоспособность их услуг (например, повышение цен для конечных потребителей может уменьшить спрос на услуги). Однако данное влияние не столь чувствительно, как прямое увеличение налоговой нагрузки.

В-третьих, ФНС провела умелую и своевременную работу по реализации закона.

Налоговая отчетность и уплата НДС для иностранных интернет-компаний возможна в электронной форме, без непосредственного контакта с российскими налоговыми органами.

На сайте ФНС создан раздел «НДС-офис интернет-компании», в котором можно:

 

1) проверить, облагаются ли электронные услуги российским НДС;

2) встать на налоговый учет в России;

3) подать налоговую декларацию по НДС;

4) задать вопросы налоговикам.

 

Это раздел доступен и на английском языке.

Работой по реализации закона ФНС стала заниматься почти сразу после того, как был принят закон о «налоге на Гугл» (03.07.2016) и задолго до начала действия закона с 01.01.2017. Заранее был разработан раздел сайта «НДС-офис интернет-компании». ФНС регулярно информировала потенциальных налогоплательщиков о новом законе и порядке его исполнения.

За счет указанных действий ФНС, для иностранных интернет-компаний исполнение закона стало простым и удобным.

Отсюда можно вывести закономерность – чтобы законы хорошо исполнялись, нужно сделать следующее:

 

1) создать разумные и понятные правила;

2) заранее разъяснить правила тем, на кого эти правила распространяются;

3) создать удобный и понятный механизм реализации правил, с малыми издержками на их реализацию.

К сожалению, в законотворческой деятельности эти правила соблюдаются далеко не всегда, что плохо влияет на исполнение законов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+