Компания по разработке беспилотных автомобилей «Яндекса» добилась явного прогресса в коммерциализации своей технологии и оценивается в $7 млрд, указывают аналитики Morgan Stanley в отчете «A Dive into Yandex's Autonomous Vehicle Business» от 2 августа (есть у Forbes). Рыночная капитализация всего «Яндекса» составляет $24,1 млрд, по данным на 4 августа.
Беспилотник за $60 000: «Яндекс» выпустил новый автономный автомобиль
Как они считали
По оценкам Morgan Stanley, компания «Яндекса» по разработке беспилотных автомобилей входит в десятку крупнейших мировых компаний и находится, возможно, на третьем месте по количеству миль, которые машины проехали на дорогах общего пользования. Аналитики Goldman Sachs также называют беспилотное направление «Яндекса» одним из мировых лидеров в этом направлении. Лидерами рынка являются Waymo (подразделение Alphabet, принадлежит Google) и Cruise (принадлежит General Motors), каждого из которых в Morgan Stanley оценили в $30 млрд.
Для компании с глобальными амбициями цифра $7 млрд не выглядит слишком завышенной, беспилотные бизнесы Alphabet, Tesla и General Motors оцениваются в несколько раз дороже, говорит директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Никита Емельянов. Но если ограничить общий объем целевого рынка только Россией, $7 млрд кажутся слишком большой оценкой, считает он.
Оценить компании-разработчиков беспилотных автомобилей непросто — отраслевые игроки не раскрывают финансовую информацию, а данные, которые есть в общем доступе, редко можно корректно сопоставлять, признают в Morgan Stanley. Инвестбанкиры использовали пять показателей для сравнения компаний в сфере беспилотных автомобилей: количество пройденных тестировочных миль на дорогах общего пользования, вмешательство водителя в работу беспилотника во время поездки, размер флота и величину штата сотрудников, а также число патентов.
В отчете говорится, что из этих пяти показателей «Яндекс» не раскрывает данные только о случаях вмешательства водителей на дорогах во время поездки. В целом беспилотные автомобили «Яндекса» проехали уже больше 8 млн миль (12,87 млн км), в штате компании работают 400 сотрудников, а беспилотный флот состоит из 170 машин.
«Яндекс» приступил к испытанию прототипов беспилотных автомобилей весной 2017 года. За четыре года компания создала специальное программное обеспечение для управления беспилотниками, а также собственные лидары (определяют расстояния с помощью света. — Forbes), камеры и вычислительное оборудование.
Инвестиции «Яндекса» в технологии беспилотного управления за все время составили 2,2 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд рублей — в 2019 году, рассказал в феврале 2020 года управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян. В сентябре направление беспилотных автомобилей, которое ранее входило в «Яндекс.Такси», выделили в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG) и вложили в нее дополнительные $150 млн.
Роботы на дорогах: как выглядит будущее беспилотников
Нехватка денег
Несмотря на скромный бюджет, «Яндексу» удалось добиться исключительных успехов в разработке технологий автономного вождения, однако для сохранения лидерства нужно инвестировать больше, указано в отчете.
Чтобы сохранить позиции на рынке, «Яндекс» должен вкладывать больше средств в НИОКР и расширить свой автопарк, считают в Morgan Stanley. Сейчас беспилотный автопарк «Яндекса» состоит из 170 машин: возможно, в следующем году компания будет искать внешнего инвестора, чтобы ускорить развитие своих беспилотников, полагают аналитики.
Согласно исследованию Morgan Stanley, российская компания отстает от лидера рынка, американской Waymo, примерно на три года по общему количеству пройденных миль. Автопарк и база сотрудников беспилотного направления «Яндекса» составляют около четверти от Waymo. Увеличение финансирования могло бы позволить «Яндексу» сократить этот разрыв, считают в Morgan Stanley.
Ключевыми рисками при своей оценке аналитики Morgan Stanley называют регулирование, а также непредсказуемое количество времени на разработку технологии. В марте 2021 года правительство утвердило комплекс мероприятий по поэтапному вводу в эксплуатацию беспилотных автомобилей без инженера-испытателя в салоне. Их тестирование на дорогах общего пользования начнется уже в 2021 году. С 2019 года тестировать беспилотные автомобили на дорогах можно с инженером-испытателем за рулем.
Ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что государство будет создавать условия для развития компаний по разработке программного обеспечения для беспилотных автомобилей. «Это большой бизнес, и России важно сохранить свою систему автопромышленности, поэтому глобальные конкуренты не смогут убить компанию до тех пор, пока она занимается производством беспилотных автомобилей или программным обеспечением для них», — говорит Делицын.
Кроме того, существует еще один риск для оценки бизнеса — если один из беспилотных автомобилей «Яндекса» будет задействован в серьезной аварии на дороге, это может значительно замедлить развитие компании, предупреждают в Morgan Stanley. Так, в 2017 году компания Uber приостанавливала испытания беспилотных такси после аварии с участием тестового автомобиля. Но вскоре возобновила испытания.