Беспилотник за $60 000: «Яндекс» выпустил новый автономный автомобиль
Что случилось. Компания «Яндекс» выпустила новый беспилотный автомобиль четвертого поколения. Он создан вместе с южнокорейской компанией Hyundai Mobis, которая является «дочкой» концерна Hyundai Motors и производит всю электронную начинку автомобиля. Сотрудничество между компаниями началось в марте 2019 года, когда «Яндекс» и Hyundai Mobis подписали соглашение о намерениях, чтобы разработать совместную беспилотную платформу. Первые беспилотные Hyundai Sonata четвертого поколения выехали на улицы Москвы в марте — они были собраны до локдауна, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Но официально они были представлены только сейчас.
Контекст. Первое поколение беспилотника «Яндекс» представил в начале 2017 года — оно объединило все экспериментальные сборки «Яндекса». Во втором поколении появилась унификация: компания поняла, какие из сенсоров лучше всего подходят. Десять таких машин «Яндекс» выпустил во второй половине 2017 и в 2018 году. Третье поколение беспилотников — 90 машин — появилось в 2019 году.
Первый беспилотник Hyundai Sonata сошел с конвейера в Южной Корее и был доставлен в Москву самолетом в мае 2019 года: «Яндекс» установил на машину сенсоры с одного из беспилотников Toyota Prius второго поколения, а также компьютер, после чего машина поехала. «Это подтвердило тот факт, что мы делаем универсальную технологию, которую можно было устанавливать в серийный автомобиль», — отметили в пресс-службе «Яндекса».
Далее полгода «Яндекс» и Hyundai Mobis работали над тем, чтобы глубже интегрировать систему управления в автомобиль. «Наши инженеры ездили в Корею, а корейские инженеры приезжали в Москву. Hyundai Mobis доработали все внутренние системы — настроили управление скоростью, работу генератора и т. д.», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».
До конца 2020 года флот «Яндекса» пополнит сотня таких автомобилей — их общее число достигнет 200. Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе — бесплатно и с человеком на месте водителя, так как законодательство пока ограничивает использование беспилотных автомобилей. Часть также присоединится к тестовому флоту компании в США (Мичиган). Большинство автомобилей останутся в Москве, так как это основной тестовый полигон с разнообразными дорожными сценариями (пробки, неправильно припаркованные машины, пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте и т. д.).
Детали. «Яндекс» не делит софт на поколения, так как выпускает апдейт к нему практически каждую неделю. Но в каждое следующее поколение автомобиля компания вносит изменения конструкции на основе того опыта, который накапливается за время испытаний беспилотника. Например, в третьем поколении лидары (сенсоры) переехали с крыши в фендеры (покрытие над колесом) на передних крыльях. Первые три поколения беспилотников конструировались на основе Toyota Prius.
В четвертом поколении беспилотного автомобиля «Яндекс» использует новый набор сенсоров (радары, камеры, лидары), которые адаптированы под автомобиль Hyundai Sonata с учетом его габаритов. «У каждого сенсора есть свое преимущество — например, камера плохо «видит» в темноте, а лидару все равно, есть свет или нет. В четвертом поколении поменялось расположение сенсоров, чтобы обзор машины был лучше», — рассказали в пресс-службе «Яндекса».
Например, шесть радаров, которые раньше находились под бампером автомобиля, теперь «переехали» выше — два установлены в боковых фендерах, а четыре — на крыше. Это позволит беспилотнику видеть больше машин впереди и сзади и понимать, куда и с какой скоростью они едут. Помимо шести базовых камер, которые дают круговой обзор, появилось еще три разнофокусных камеры, которые могут лучше «разглядывать» дальний или ближний объект. Положение четырех лидаров осталось прежним — два из них находятся в боковых фендерах, один в решетке радиатора и еще один — на крыше. Лидар на крыше «Яндекс» переместил выше, чтобы беспилотник смог получать больший охват и «видеть» объекты за другими автомобилями. Кроме того, увеличился угол обзора боковых лидаров. «Такое расположение сенсоров выбрано на основе 4 млн км, которые проехали беспилотники «Яндекса», — отметили в компании.
Перспективы. «Яндекс» не раскрывает стоимость автомобиля, но отмечает, что «беспилотная экипировка» в четвертом поколении в два раза дешевле, чем во втором. «Мы делаем больше машин, какие-то комплектующие дешевеют. Лидары — это самые дорогие сенсоры беспилотного автомобиля, и за последнее время они заметно подешевели, так как на них появился спрос, а также больше компаний стали их производить», — отметили в пресс-службе «Яндекса». Ранее представитель «Яндекса» рассказывал, что стоимость лидара составляет от $8000 до $25 000. Компания на своих беспилотных автомобилях в основном устанавливает лидары зарубежных производителей — шанхайской Hesai и Velodyne Lidar из Кремниевой долины. В конце 2019 года «Яндекс» объявил, что будет тестировать лидары собственного производства, что позволит экономить до 75% стоимости оборудования, которое сейчас закупается за рубежом. «Свои лидары мы сейчас активно дорабатываем, а обвес беспилотника сделан так, что потом покупные сенсоры можно будет заменить на свои», — пояснили в «Яндексе».
Инвестиции «Яндекса» в беспилотное направление за все время составили 2,2 млрд рублей, из них 1,5 млрд рублей компания потратила в 2019 году, заявлял ранее управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян.
Аналитики VTB Capital в своем отчете от 29 мая (Forbes ознакомился с ним) отмечают, что в эти 1,5 млрд рублей не входят вложения в покупку и оснащение самих автомобилей. Учитывая, что «Яндекс» планирует расширять парк и объем испытаний, аналитики VTB Capital ожидают, что расходы на инвестиции и эксплуатацию, связанные с беспилотными автомобилями, возрастут в 2020 году и в последующий период. Стоимость покупки и оснащения одного беспилотника составит $60 000, прогнозируют в инвестбанке. Однако при использовании «Яндексом» собственных лидаров эта сумма, скорее всего, значительно снизится, отмечают аналитики. «Тем не менее, мы считаем, что эти инвестиции с лихвой окупятся в долгосрочной перспективе», — говорится в отчете.
Значительная часть стоимости беспилотника — это R&D (Research and Development) исследования, рассказал Forbes аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Чем больше машин выпускается, тем меньше они стоят, так как расходы «разбиваются» на большее количество частей, отметил он. Основные дополнительные расходы кроме самой машины — это радары и лидары, которые могут стоимость машины увеличить в два раза, говорит Либин. Например, в Москве новый автомобиль Hyundai Sonata 2020 года можно купить за 1,5 млн рублей (около $21 000). Как только «Яндекс» сможет использовать свои лидары, это снизит стоимость беспилотника, отмечает аналитик Райффайзенбанка. Основные конкуренты «Яндекса» за рубежом — это Google, Tesla, Baidu и автомобильные концерны, которые также работают над беспилотными автомобилями, говорит Либин.
Goldman Sachs в своем отчете в сентябре 2019 года (есть у Forbes) прогнозировал, что к 2026 году потенциальный объем EBITDA «Яндекса» может увеличиться на 6-60 млрд рублей в зависимости от того, какую долю будет занимать в бизнесе компании направление беспилотников.
К 2030 году направление беспилотных автомобилей «Яндекса» будет оцениваться в $2,6–6,4 млрд, сообщал РБК в августе 2019 года со ссылкой на отчет банка UBS. Банк прогнозировал, что «Яндекс» станет монополистом на рынке беспилотного транспорта России. В Москве коммерческая эксплуатация беспилотников «Яндекса» начнется в 2022 году, а в других регионах — в 2023-м, считают в UBS. Выручка компании от сегмента беспилотников в 2022 году может составить от 170 млн до 1,4 млрд рублей. «В случае успеха проект может сделать «Яндекс» значительно более крупной компанией, выручка которой к 2030 году вырастет на 85% в сравнении с годом начала коммерческого запуска автономных автомобилей», — цитировал РБК отчет.