К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

IT-компании запускают бизнесы в офлайне: зачем им это нужно

Фото Агентства «Москва»
Фото Агентства «Москва»
Российские технологические компании бросают вызов игрокам из ретейла, индустрии кино, перевозки пассажиров и других офлайн секторов. За последние несколько лет IT-гиганты вроде «Яндекса», Mail.ru Group и Сбера стали продавать продукты, снимать сериалы, предоставлять услуги такси и каршеринга. Это плата за высокую конкуренцию и сбор данных своих пользователей, считают аналитики

Интернет-компании будут продолжать расширять свой бизнес в офлайне, прогнозируют аналитики Goldman Sachs (GS) в записке для инвесторов «On the verge of digitalization of the economy» (есть у Forbes). Технологические игроки по всему миру уже пошатнули позиции нескольких офлайн бизнесов: этот тренд заметен в России и будет усиливаться, особенно, в электронной коммерции (e-grocery) и финтехе, отмечают авторы записки.

Какие традиционные ниши заняли российские интернет-компании и почему они были вынуждены это сделать?

Кто ушел в офлайн

Такси и общественный транспорт. «Яндекс» уже подорвал рынок такси, в некоторой степени общественного транспорта и владения личным автомобилем, указывают аналитики GS. С 2011 года «Яндекс» начал развивать мобильный агрегатор «Яндекс. Такси», а в 2015 году приобрел разработчика софта для таксопарков «Рос.Такси». В 2017 году «Яндекс» объединился с Uber, а в 2021 году купил часть активов такси «Везет». Осенью 2017 года компания запустила свой каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв», парк которого насчитывает 16 000 автомобилей на сегодняшний момент.

 

На рынок такси вышли и Mail.ru Group со «Сбером», которые владеют по 45% совместного предприятия «O2O Холдинг»: в него входят сервис заказа такси «Ситимобил» — игрок номер два на российском рынке, и каршеринг YouDrive. 

IT-компании идут в финтех: смогут ли они конкурировать со «Сбером» и «Тинькофф»

 

Ретейл. В последние несколько лет «Яндекс.Еда», Mail.ru Group и Сбербанк зашли в сегмент онлайн продовольственных магазинов, бросив вызов традиционным ретейлерам, указывают аналитики GS. «Яндекс» начал развивать этот бизнес с покупки сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox в 2017 году. В 2019 году у компании появился сервис доставки продуктов за 15 минут «Лавка». На этом рынке продуктовым магазинам составляют конкуренцию и Mail.ru со «Сбером». В СП компаний входит сервис быстрой доставки продуктов «Самокат» и сервис доставки еды из ресторанов Delivery Club.

Теле- и киноиндустрия. «Сбер» и «Яндекс» запустили собственное производство контента и зашли на рынок телевидения и кинотеаторов. «Яндекс» в 2013 году купил сервис «Кинопоиск» за $80 млн: к новостям, рейтингам и информации о кинопремьерах на этом ресурсе IT-гигант добавил онлайн-кинотеатр. Сейчас у «Яндекса» 10 собственных сериалов, производство которых компания запустила в 2019 году.

В 2020 году единственным владельцем Rambler Group стал «Сбер». Банк купил Rambler ради видеосервиса Okko, который можно монетизировать, говорили источники Forbes. Собственный контент онлайн-кинотеатр начал производить одновременно с «Кинопоиском» — сейчас у Okko три оригинальных сериала.

 

Принадлежащий АФК «Системе» мобильный оператор МТС в 2020 году объявил, что займется производством сериалов вместе с продюсерской компанией Александра Цекало «Среда». Вскоре также состоялась премьера мюзикла «Шахматы», в который инвестировало подразделение МТС.

​​Вынужденный шаг

Cложно представить офлайн-бизнес без онлайн-составляющих — граница между ними стирается, говорит аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин. Крупные IT-компании, как правило, концентрируются не на выходе в офлайн, а на переводе офлайна в онлайн, отмечает он. «Нельзя сказать, что «Яндекс» или Mail.ru Group пришли в офлайн-сегмент такси, потому что они не владеют таксопарками и не нанимают к себе водителей», — считает Михайлин.

Их сервисы предоставляют платформу водителям и таксопаркам, то есть соединяют бизнес и его клиентов в онлайне, указывает он. То же самое касается, например, розничной торговли, продолжает эксперт: «Вы не можете прийти в даркстор «Самоката» и купить там продукты с полок, нужно воспользоваться приложением и быть онлайн».

Развиваться и в онлайне, и в офлайне вынуждены компании с высокой капитализацией, которые работают в сегменте b2c, говорит ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Как когда-то интернет-порталы хотели, чтобы пользователи никуда не уходили с их ресурса, нынешние крупные IT-компании хотят держать нас в поле досягаемости 24 часа в сутки и семь дней в неделю», — считает он. Ради этого интернет-гиганты будут доставлять еду, чтобы в это время вниманием пользователя не завладел, например, цифровой банк, рассуждает Делицын. Сегодня IT-компании вынуждены стать универсальными и заниматься всеми сферами бизнеса, чтобы вакантные ниши не заняли их конкурент, полагает аналитик.

«Яндекс» ведет разведку: как российский IT-гигант развивает интернет-торговлю и что из этого выходит

 

С Делицыным согласен старший аналитик по акциям «Системы Капитал» Андрей Ушаков. «Универсальные» компании имеют определенные конкурентные преимущества перед классическим офлайн-бизнесом благодаря большому объему собранных данных по своим клиентам, считает Ушаков. По его словам, большинство интернет-компаний оценивают по числу ее активных пользователей, но после того, как эта цифра достигает высокого уровня, возникает вопрос — как монетизировать эту аудиторию. Первым в списке вариантов монетизации идет продажа онлайн-контента, но в определенный момент у компаний появляются ресурсы и возможности для расширения продуктовой линейки в офлайне, отметил он.

Еще одна причина, по которой такие компании как «Яндекс» и Mail.ru Group выходят в офлайн — это борьба за данные о клиентах, отмечает Делицын. Компании все время собирают данные о своих пользователях, а доставка недорогой еды и предоставление бюджетных поездок на такси — лишь плата за информацию, которую IT-гиганты получают о своих клиентах, считает ведущий аналитик ГК «Финам». Но тренд перехода из онлайна в офлайн характерен не для всех российских технологических компаний, замечает Делицын. Например, компании «1С» и системный интегратор «Крок» остаются в своих нишах и не стремятся выходить на рынок ретейла или финтеха.

По словам Делицына, тренд на «цифровизацию» офлайн-сегментов пришел в России из-за рубежа. Одна из крупнейший компаний мира Amazon начинала как онлайн-ретейлер, а в 2017 год купила сеть супермаркетов Whole Foods. А материнская компания Google — Alphabet начинала, как и «Яндекс» с развития поиска, а сейчас вышла в транспортную отрасль (с беспилотниками Waymo), в медицину (с исследовательской компанией Verily) и другие офлайн-сегменты.

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+