IT-компании идут в финтех: смогут ли они конкурировать со «Сбером» и «Тинькофф»
Технологические компании стремительно идут в финтех, чтобы получить преимущество перед конкурентами, собирая больше данных о пользователях. Это позволит им перекрестно продавать новые услуги и конкурировать с такими финансовыми институтами, как «Сбер» и «Тинькофф», полагают аналитики.
Кто идет в финтех
Четыре крупных игрока российского технологического рынка — «Яндекс», Mail.ru Group, Wildberries и Ozon — уже объявили о планах развивать собственные финтех-сервисы.
В середине февраля Mail.ru Group объявила о том, что подписала обязывающие документы о создании двух совместных предприятий — платежного и финансового вместе с USM, Ant Group, РФПИ и «Мегафон». Mail.ru Group внесет в платежное СП активы стоимостью 4,5 млрд рублей: 100% в РНКО «Деньги.Мэйл.Ру» и платежную систему VK Pay, при этом Mail.ru Group будет самым крупным акционером в платежном СП — ее доля составит 40%. В финансовом СП доля Mail.ru Group достигнет 5,95% в обмен на 870 млн рублей. Основываясь на этих данных, стоимость платежного СП оценивается в 11,3 млрд рублей ($150 млн), а финансового СП — в 14,6 млрд рублей ($200 млн), говорится в аналитической записке Goldman Sachs от 12 февраля. Оба СП будут работать вместе, предлагая цифровые платежные решения и финансовые услуги, их контрольными акционерами будут российские компании.
Летом 2020 года «Яндекс» намеревался купить Тинькофф Банк за $5,5 млрд, однако через 25 дней эта сделка сорвалась. После того как «Яндекс» разделил активы со Сбербанком после 11-летнего партнерства, IT-компания планировала воспроизводить услуги, которые предоставляли «Яндекс.Деньги», рассказывал ранее источник Forbes. В феврале 2021 года стало известно, что «Яндекс» собирается запускать сервис безналичной оплаты Yandex Pay. Тогда представитель компании не стал раскрывать подробности, но отметил, что сейчас «Яндекс» разрабатывает новые технологии и сервисы для онлайн-оплаты. Финтех может стать важной темой для «Яндекса» в этом году, поскольку компания продолжает искать способы запуска финансовых услуг либо органически, либо через слияния и поглощения после развала сделки с TCS Group, говорится в отчете Sova Capital от 25 января.
Основательница крупнейшего в России маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук в феврале 2021 года купила банк «Стандарт-кредит». Ей принадлежит 100% банка, который входит в четвертую сотню по размеру активов. Как следовало из сообщения компании, Wildberries купил банк, чтобы продвигать услуги лояльности для клиентов и ускорить взаиморасчеты с многочисленными поставщиками товаров.
15 февраля маркетплейс Ozon учредил микрофинансовую организацию «Озон Кредит» с уставным капиталом 1 млн рублей. «Озон Кредит» может предоставлять потребительские кредиты, займы, денежные ссуды под залог недвижимости и кредиты на покупку домов. На конференц-коле 18 февраля, посвященном финансовым результатам за IV квартал 2020 года, финдиректор Ozon Даниил Федоров рассказал, что компания привлекла $750 млн в виде конвертируемых бондов в том числе для того, чтобы ускорить рост финтех-сервисов. «Мы продолжим развивать свою «легкую» бизнес-модель — мы не будем раздавать кредиты со своего баланса, только с точки зрения дальнейшей переуступки этих балансов банкам. Продолжим развивать собственное платежное решение. Мы видим, что здесь у нас будет много инвестиций в людской ресурс, в разработку и в то, что касается IT-инфраструктуры», — рассказал Федоров в ответ на вопрос о планах развития финтеха в компании. Также у Ozon есть платформа Ozon.Invest, которая предлагает кредиты продавцам маркетплейса.
Мифы о финтехе: сколько можно заработать на «банках для миллениалов»
Ставка на e-commerce
Основная причина, по которой технологические компании запускают финансовые проекты, — это развитие сервисов электронной коммерции, говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. «Яндекс», Mail.ru Group, Wildberries и Ozon так или иначе строят проекты в сфере e-commerce, а мировой опыт показывает, что платежные и финансовые сервисы являются неотъемлемой частью этой конструкции, добавляет он.
Финтех обеспечивает бесшовный доступ к различным сервисам и услугам компании, продолжает Михайлин: в электронной торговле людям приходится постоянно оплачивать что-то или оформлять кредиты, и компании не хотят, чтобы для этого потребитель уходил от них к другой организации. «Очевидно, что человек, у которого есть брендированная карта Ozon, будет с большей вероятностью совершать покупки именно там», — сказал аналитик «Велес Капитала». По его словам, опыт Китая показывает, что финансовые проекты технологических компаний вполне могут составить конкуренцию крупнейшим банкам страны. Однако банки в России тоже это понимают и начали отвечать развитием смежных проектов, продолжает Михайлин: Сбербанк уже объявил о построении маркетплейса, основой для которого станет Goods.ru.
С Михайлиным согласен аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Поскольку компании создают собственные маркетплейсы, то финтех-бизнес позволит им самим кредитовать поставщиков — например, свой сервис p2p-кредитования уже развивает Ozon, отметил Делицын. Но есть и другие причины. «Яндекс» уже перерос рекламный рынок России, и чтобы расти дальше, ему нужно осваивать новые направления, говорит аналитик ГК «Финам». Например, сильная сторона «Яндекса» — это большие данные и искусственный интеллект. «Наработки в этих направлениях можно использовать для скоринга при определении платежеспособности пользователей», — считает эксперт. По его словам, в финтехе IT-компании могут успешно конкурировать с банками: аудитория Ozon, Wildberries и «Яндекса» сравнима с клиентскими базами крупнейших банков. Кроме того, «Яндекс» и Ozon торгуются на биржах, но не выплачивают дивиденды, указывает Делицын. Тем не менее акции этих компаний стоят очень дорого, поскольку инвесторы верят в очень широкие перспективы роста, добавляет он. «Эту веру надо укреплять, демонстрируя завоевание новых рынков. Поэтому компаниям нужно показать инвесторам, что им есть куда расти и они планируют осваивать новые направления», — подчеркнул аналитик ГК «Финам».
Wildberries попробует конкурировать с Amazon еще в трех странах Европы
Транзакции в чате
Успех финтех-услуг, которые предоставляют технологические компании, будет зависеть от исполнения идеи: от продуктового предложения для клиентов, от скорости и качества интеграции продукта, считают аналитики Goldman Sachs.
«Не исключаем, что на базе созданного финтех-сегмента такие компании, как «Яндекс», Mail.ru Group, Ozon, смогут предложить более продвинутые сервисы», — говорит Константин Асатуров из УК «Система Капитал». К примеру, тот же перевод денег через чат в социальной сети (подобные решения уже есть на американском и китайском рынках), запуск собственного криптоактива или создание кредитного маркетплейса, приводит примеры Асатуров. Выход на рынок финтеха поможет «Яндексу» расширить целевой рынок: например, рынок неипотечных кредитов в России сейчас составляет около 11 трлн рублей, указывают аналитики Sova Capital.
Для потребителя финтех-сервисы — это палка о двух концах, говорит Делицын из ГК «Финам». Участие крупных игроков ускоряет развитие индустрии (например, кредитование поставщиков и в целом развитие технологий), но, с другой стороны, потребители оказываются в подчинении у интеллектуальных помощников, которые начнут управлять всей их жизнью, считает Делицын. «Они сравнивают нас с людьми, похожими на нас, и угадывают наши желания — предлагают кредиты, товары, услуги. Здесь есть риски: нам навязываются услуги, нас подталкивают принимать решение покупать не то, что надо, и брать кредиты», — предупреждает он.